Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Защита российских предпринимателей от неблагоприятной иностранной конкуренции

Защита прав

ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В международных договорах, а также в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств нет общего, единого понятия недобросовестной конкуренции. Однако есть определение такого понятия применительно к конкретным формам недобросовестной конкуренции. А их множество. Это касается и монополизации рынка, и рекламы, и экспорта и импорта, и др.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (в редакции 1967 г.)

Является основным международным договором, регулирующим вопрос недобросовестной конкуренции, в котором участвует и Российская Федерация. Согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции объектом охраны промышленной собственности, наряду с другими видами промышленной собственности, является также «Пресечение недобросовестной конкуренции».

Нужно иметь в виду, что пресечение недобросовестной конкуренции согласно Парижской конвенции регулируется только применительно к таким видам промышленной собственности, как патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, указания происхождения или наименования места происхождения товара.

Вопросам недобросовестной конкуренции в Конвенции посвящены статья 10.bis и статья 10.ter. В статье 10.bis установлено, что страны союза (свыше 80 участников Конвенции) обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции в соответствии с этой статьей считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах.

все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Если в этой статье говорится об обязанности стран союза обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, то согласно статье 10.ter они обязаны предусмотреть меры, позволяющие для защиты коммерческих интересов действовать через суд или административные органы.

Нужно иметь в виду, что Конвенция не предписывает странам союза принимать специальные законы по этим вопросам. Это право соответствующей страны — принять специальный нормативный акт или же регулировать указанные вопросы в нормах гражданского или торгового права. Во всех случаях средства защиты должны быть законными и эффективными.

Антимонопольное регулирование

Основные нормы по этому вопросу содержатся в Римском Договоре о создании ЕЭС (теперь ЕС): статьи 85 и 86. Этот Договор запрещает, как несовместимые с общим рынком определенные виды неправомерной торговой практики, которые могут затронуть торговые отношения между членами ЕС и которые преследуют цель предотвратить, ограничить или исказить конкуренцию на общем рынке.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Соглашения, подпадающие под этот запрет, являются недействительными. Указанные нормы Договора были истолкованы решениями Комиссии ЕС и Европейского суда. Конкретная сфера применения Договора очень широка. Она затрагивает соглашения о разделе рынков, фиксировании цен, соглашения об исключительных правах, соглашения о патентах, совместные предприятия, соглашения о товарных знаках, франчайзинге и лицензионные соглашения.

Однако подобное регулирование Договором о запретах применяется только к соглашениям, которые могут затронуть торговлю между членами ЕС, и не действует формально за его пределами, хотя отношения фирм какой-либо страны ЕС с фирмами из других стран, не членов ЕС, могут попасть под регулирование, являющееся общим для стран ЕС.

Основным законодательным актом в этой сфере является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 года (с изменениями и дополнениями 1995, 1997 и 1998 г.).

В Законе содержится статья 4, касающаяся непосредственно недобросовестной конкуренции. В ней говорится, что «недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

В целях предупреждения и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Законом установлен государственный контроль в лице антимонопольного органа за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов. Защита интересов предпринимателей от «монополизации» рынка осуществляется, в частности, антимонопольным органом Российской Федерации путем обращения в суд или арбитражный суд.

В таких странах, как, например, Франция и Италия в качестве правовой основы борьбы с недобросовестной конкуренцией применяются общие положения гражданского права о гражданской деликтной ответственности. Недобросовестная конкуренция рассматривается как неправомерное действие, причиняющее ущерб конкурентам (во Франции — ст. 1382 и 1383 Французского Гражданского кодекса; в Италии — ст. 2598 — 2601 Гражданского кодекса).

В ФРГ действует Закон о недобросовестной конкуренции 1909 года в редакции законов 1970 и 1975 годов.

В Великобритании борьба с недобросовестной конкуренцией осуществляется как на основе норм «Общего права» и уголовного законодательства, так и на основе специальных законов, например Законе о конкуренции 1980 года, Законе о товарных знаках 1887 года и ряде других.

Таможенное законодательство иностранных государств также непосредственно регулирует борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Защита российских предпринимателей от неблагоприятной иностранной конкуренции

В качестве примера сошлемся на Закон о таможенном тарифе США, который прямо касается этого вопроса. Согласно статье 37 Закона запрещается ввоз в США товаров, если президент США установит наличие при ввозе недозволенных методов или действий, затрагивающих свободу конкуренции. Наиболее часто это положение Закона применяется в области нарушения патентных прав.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В России уделяется большое внимание законодательному регулированию конкуренции, в связи с чем было принято множество нормативных актов по этому вопросу, и среди них следующие.

Законодательство иностранных государств о недобросовестной конкуренции можно условно разделить на две основные группы. В одних странах, например США, Канаде, Японии, законодательство о недобросовестной конкуренции регулируется специальными антимонопольными законами, поскольку законодательство о борьбе с недобросовестной конкуренцией рассматривается как часть антимонопольного законодательства.

Российские предприниматели вступают в различные отношения с иностранными партнерами как в сфере инвестиционной деятельности, так и во внешней торговле. Отсюда и самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, используемые ими на международных рынках. Это соглашения о создании собственных и совместных предприятий, о приобретении пакетов акций у иностранных фирм, в том числе контрольных;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

создание консорциумов, холдингов и транснациональных компаний; заключение экспортно — импортных контрактов; соглашения о предоставлении исключительных прав на продажу товаров; агентские соглашения с исключительными правами для агента; лицензионные соглашения о предоставлении исключительных лицензий на использование изобретений, товарных знаков и «ноу — хау»; франшизные соглашения (франчайзинг); бартер и иные виды встречной торговли и т.п.

При заключении таких соглашений российским предпринимателям нужно серьезно подходить к выработке условий, чтобы они не могли быть расценены как подпадающие под законы о недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практики.

Для этого необходимо учитывать следующие обстоятельства.

  • При создании собственных предприятий или СП за рубежом нужно тщательно проверять, не подпадут ли такие предприятия под действие «антимонопольного законодательства» соответствующей страны.
  • Заключая экспортно — импортные контракты, надо обращать серьезное внимание на размер цены на товар, чтобы такой товар не мог подпасть под «антидемпинговое» регулирование. Нужно иметь в виду, что в странах ЕС, США и др. возбуждено довольно большое количестве дел о «российском демпинге». Особенно это касается крупных экспортеров, поставляющих товары в больших количествах на иностранные рынки, таких, например, как «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл» и др.
  • Не допускать неправомерного использования чужих товарных знаков, изобретений, «ноу — хау», проверять их регистрацию. Закупая сложное оборудование, нужно удостовериться, не защищены ли какие-либо его узлы патентами третьих лиц и можно ли их в связи с этим использовать без нарушения патентных прав владельцев.
  • При заключении лицензионных соглашений не допускать включение в них условий, которые могли бы быть расценены как ограничивающие права контрагента или налагающие на него обязательства кабального характера.
Еще по теме  Официальный ответ о статусе проверки предпринимателя

Российские предприниматели, заключая с иностранными контрагентами различные договоры, соглашения и иные сделки во внешнеэкономической области, должны тщательно проверять их соответствие принципам законной, равноправной торговли без дискриминации, чтобы они не смогли оказаться предметом судебного разбирательства по законодательству Российской Федерации и иностранных государств о недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практике, иначе последствия этого могут быть самые отрицательные — от возмещения убытков до ухода с рынка, либо и то и другое, или даже огромные штрафы и уголовная ответственность.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одна из форм недобросовестной конкуренции во внешнеэкономической сфере — демпинг и государственное субсидирование экспорта. Защита российского рынка от них осуществляется на основе законодательства, регулирующего этот вопрос. Таким основным законодательным актом в России является Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Одна из целей этого Закона — защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Среди мер защиты в Законе предусмотрены следующие: антидемпинговые и компенсационные.

Антидемпинговые меры. Демпинг и недобросовестная конкуренция — близнецы. Демпинг во всех странах рассматривается как грубейшее нарушение принципа свободы конкуренции на равноправной основе. Само английское слово «dump» означает «хаос», «беспорядок», т.е. импорт товара по демпинговым ценам дезорганизует рынок импортера.

В Российской Федерации вопросы об антидемпинговых мерах регламентируются указанным выше Законом N 63-ФЗ, согласно которому антидемпинговые меры — это меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины либо принятия ценовых обязательств.

Антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Демпинговый импорт товара — это импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.

Демпинговая маржа определяется как отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене.

Для наличия демпинга и введения антидемпинговой пошлины необходимо также доказать, что импорт товара имел место по демпинговым ценам и, кроме того, отраслям российской экономики был причинен существенный ущерб или создалась угроза причинения такого ущерба.

Компенсационные меры. Это меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, которая взимается сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Субсидия или финансовая поддержка дает определенные незаконные преимущества данному экспортеру с тем, чтобы выйти на иностранный рынок в более выгодном положении, чем иные конкуренты.

Применение компенсационных или антидемпинговых пошлин позволяет государству добиться соблюдения экспортерами принципа свободы конкуренции при равных коммерческих и конкурентных условиях.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит специальную главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Уголовной ответственности за действия, связанные с использованием недобросовестной конкуренции, посвящены статьи 178, 180, 182.

«1. Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  1. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой, — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы от двух до пяти лет.
  2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства — наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой».

«1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, — наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет».

Уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу посвящена статья 182 УК РФ. В ней установлено, что «Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

https://www.youtube.com/watch?v=upload

/»Право и экономика», N 2, 1999/

Недобросовестная конкуренция и патенты

Патент дает его владельцу исключительное право на изобретение и другие виды промышленной собственности. Другие лица могут использовать его патентные права только с согласия патентообладателя, в противном случае будет иметь место нарушение патентных прав. В предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, зачастую встречаются случаи неправомерного пользования патентными правами, принадлежащими другим лицам, что является одной из форм недобросовестной конкуренции.

В Российской Федерации вопросы защиты патентных прав регулируются «Патентным законом Российской Федерации» от 23 сентября 1992 года N 3517-1.

Согласно Закону (ст. 10, п. 3) нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение.

Последствия нарушения патента регулируются статьей 14 Закона. В ней установлено, что любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель или промышленный образец, защищенные патентом, с нарушением Закона, считается нарушителем патента.

По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении патента, обязано возместить патентообладателю причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Недобросовестная конкуренция и товарные знаки

Прямое заимствование чужого товарного знака или его фальсификация зачастую используются нарушителями в предпринимательской деятельности с целью продвижения своих товаров со сходной характеристикой на внутренний или международный рынки. Речь идет, таким образом, о недобросовестных, незаконных действиях, нарушающих принцип свободы конкуренции.

В России вопросы правовой охраны товарных знаков регулируются Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Согласно Закону (ст. 4) владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров.

Еще по теме  Земельный адвокат консультация и защита в суде

Использование товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров, противоречащих Закону, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 46). Как видно, уголовная ответственность прямо предусмотрена в этом Законе, что говорит об особой опасности для бизнеса неправомерного использования товарных знаков, которое подрывает основы бизнеса.

Лизинг и недобросовестная конкуренция

В Законе Российской Федерации «О лизинге» от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ имеется специальная статья 35, касающаяся предупреждения ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В ней установлено, что указанные меры на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом Российской Федерации в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, т.е. в том числе согласно антимонопольному закону.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В законодательстве Российской Федерации предусмотрены три вида ответственности за использование в коммерческой деятельности различных видов недобросовестной конкуренции, а именно:

  • гражданско — правовая ответственность (взыскание убытков, морального ущерба и прочего);
  • административная ответственность (наложение антимонопольным органом штрафов, запрет импорта или установление квот на ввоз товаров при демпинге и прочем);
  • уголовная ответственность.

Соединенные Штаты

В этой стране антимонопольное законодательство называется «антитрестовское» (Untitrust Law).

Цель американских антитрестовских законов — устранение ограничительной практики, например «фиксирования цен», создание крупных монопольных объединений, заключение соглашений по ценам между конкурирующими производителями. Для этого органы, ведающие данными вопросами, применяют закон против любой компании или группы компаний, которые договариваются об ограничении конкуренции на рынке США.

«Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» (1890 — так называемый Закон Шермана).

Он запрещает любые комбинации, направленные на ограничение торговли между отдельными штатами или с иностранными государствами. Закон предусматривает наказание лиц, монополизирующих рынок или сговаривающихся с целью его монополизации, путем судебного преследования, наложения штрафов или тюремного заключения.

Закон Шермана — Клейтона (1914), существенно расширивший и дополнивший Закон Шермана.

Этот Закон объявляет противозаконными четыре типа монополистической деятельности:

  • дискриминационные цены;
  • контракты об исключительных торговых связях;
  • приобретение конкурирующих компаний;
  • смешанные советы директоров.

Контроль за выполнением данного Закона возложен на Министерство юстиции США и Федеральную торговую комиссию. За его нарушение установлены жесткие санкции, включая уголовную ответственность.

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В 50-е и 60-е годы в правовой доктрине иностранных государств наряду с понятием «недобросовестная конкуренция» стал использоваться термин «ограничительная деловая практика» — Restrictive practices, pratiques restrictives.

Международно — правовое признание это понятие получило на Конференции ООН по ограничительной деловой практике в 1980 году, когда был принят, с участием СССР, «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой» {amp}lt;*{amp}gt;.

Таким образом, в правовом регулировании иностранных государств и России сосуществуют два понятия по вопросу ведения торговли недозволенными методами, нарушающими принципы равенства, справедливости и взаимной выгоды, — недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика.

В связи с этим возникает довольно непростой вопрос: можно ли между двумя этими понятиями поставить знак равенства или они неравнозначны?

Ответить на этот вопрос довольно сложно, так как однозначного определения «недобросовестная конкуренция» и «ограничительная деловая практика», их взаимосвязи или различий в законодательствах нет. Попытаемся проанализировать правовое регулирование этих понятий в национальных законодательствах и в международных документах.

Прежде всего отметим, что под ограничительную деловую практику подпадает главным образом антимонопольное (в США — антитрестовское) законодательство. Ограничительная деловая практика представляет собой меры захвата рынков сбыта внутри страны и за рубежом путем создания или слияния крупных монополистических объединений и групп в различных правовых формах (трестов, синдикатов, консорциумов, холдингов и т.п.).

Но монополизация рынков осуществляется и иными методами, которых великое множество. В упомянутом выше «Комплексе», одобренном ООН, дается официальное определение ограничительной деловой практики.

Ограничительная деловая практика — это «действия или поведение предприятий, которые путем злоупотребления господствующим положением на рынке или приобретения этого положения и злоупотребления им ограничивают доступ к рынку или иным образом неоправданно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю или которые посредством официальных или неофициальных письменных или устных соглашений или договоренностей оказывают аналогичное воздействие».

Как видно, определение довольно расплывчатое. Вместе с тем в этом документе все же приведены основные виды ограничительной деловой практики, к которым относятся:

  • заключение соглашений группами компаний об установлении экспортных или импортных цен как в сторону их завышения, так и в сторону понижения, что может явиться фактически устранением с рынка данного товара конкурентов;
  • заключение соглашений о разделе рынков или покупателей товаров или услуг, например распределение маршрутов перевозок грузов морским путем и (или) установление повышенных или пониженных фрахтовых ставок по сравнению с конкурентными мировыми ставками;
  • использование монопольного положения и установление в контрактах с торговыми партнерами дискриминационных цен, а также коммерческих и правовых условий только в интересах монополиста;
  • создание большого спроса на данный импортный товар путем ограничения его продажи с последующим увеличением цен для получения сверхприбыли (придерживание товара на складах до увеличения цен, что имело место, например, в России после августовского кризиса 1998 г.). Создание перебоев в снабжении товарами наблюдалось не только в России, но и в других странах;
  • дискриминационный, незаконный бойкот товаров или фирм при закупках или поставках товаров по импорту или экспорту;
  • условия закупки у партнера товаров против поставки ему товаров, в которых он вообще не нуждается или по неприемлемым ценам (дискриминационный бартер);
  • создание транснациональных компаний, монополизирующих рынки сбыта продукции и услуг и ряд других.

ФРГ — Закон против ограничений конкуренции (1957, с дополнениями);

Великобритания — Закон об ограничительной торговой практике (1997);

Дания — Закон о контроле за монополиями и ограничительной практикой (1955);

Испания — Закон о запрещении ограничительной торговой практики (1963).

К законам, регулирующим вопросы ограничительной деловой практики, относятся также законы о патентах, товарных знаках, таможенное законодательство, законы об авторских правах и т.п. В уголовном законодательстве иностранных государств, как и в России, предусматривается также уголовная ответственность за использование в предпринимательстве некоторых форм ограничительной деловой практики, например в Уголовном кодексе Франции (ст. 419).

Проанализировав эти нормативные акты, назовем формы и способы, подпадающие под понятие ограничительной деловой практики, помимо тех, которые уже были указаны.

  • Торговля с использованием дискриминации, в частности отказ осуществлять коммерческие сделки с какими-либо торговыми партнерами.

Например, вот что писала газета «Известия» 2 декабря 1998 года (стр. 6) об обострении торговых отношений между США и странами Европы, выразившемся в так называемой «банановой войне»: «Не далее как в начале ноября Вашингтон объявил европейских партнеров в неправомерных предпочтениях при импорте бананов из стран Карибского бассейна и Африки в ущерб странам Центральной Америки, откуда бананы ввозят в Европу американские компании.

  • Бойкот в торговых отношениях к иным участникам.

Нужно отметить, что в ФРГ бойкот рассматривается как одна из форм недобросовестной конкуренции согласно статье 1 Закона о недобросовестной конкуренции.

  • Проникновение на рынки импортеров с помощью демпинга, который рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и как форма ограничительной деловой практики.

Для борьбы с демпингом государства — импортеры используют достаточно эффективные средства защиты своего рынка путем проведения необходимых расследований и введения «антидемпинговых пошлин».

  • Применение в торговле государственных субсидий экспорта товаров для своих изготовителей и коммерсантов с целью завоевания монопольного положения на данный товар на рынке импортера.

Как и в случае с демпингом, государства — импортеры применяют собственные законы для защиты рынка и вводят «компенсационные пошлины».

  • Применение на рынках сбыта так называемой согласованной практики.

Здесь речь идет не о каких-либо формально согласованных обязательствах, а о предварительном «сговоре» о каких-либо единообразных действиях, например по вопросу установления цен. Этот вид ограничительной деловой практики очень трудно установить, да и практика стран по нему весьма разнообразная.

  • Ограничительные условия, которые включаются в лицензионные соглашения на виды промышленной собственности: изобретения, товарные знаки, «ноу — хау» и др.
Еще по теме  Как расторгнуть договор в одностороннем порядке (образец)

Сами по себе эти виды отношений не могут рассматриваться как нарушающие конкуренцию, потому что речь идет о так называемых «исключительных правах» владельцев промышленной собственности, однако в некоторых случаях подобные условия могут рассматриваться как форма ограничительной деловой практики, например:

  • обязательство лицензиата (пользователя лицензии) не усовершенствовать объект лицензии или же передавать лицензиару данные о произведенных усовершенствованиях;
  • территориальные ограничения для лицензиата по экспорту товара, изготовленного с помощью лицензии. Это условие трудно применимо, ибо во многих странах «территориальные ограничения» считаются нормальными и практикуются довольно часто;
  • передача лицензии с обязательством лицензиата закупать у лицензиара сырье и иные товары, необходимые для реализации объекта лицензии и др.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUC0Z5wTvXjMx1yQB5NHmWMag

Практически во всех этих случаях речь идет о привязке приобретателей лицензий к их собственнику.

Гражданско — правовая ответственность — запрещение судом тех или иных форм ограничительной деловой практики и компенсация понесшему убытки;

Административная ответственность — наложение компетентным органом штрафов и зачастую в очень крупных размерах;

Уголовная ответственность — например, в отношении директоров корпораций, виновных в осуществлении антиконкурентной практики.

Как видно, анализ понятий недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики показывает, что недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика во многих отношениях схожи и переплетаются друг с другом, хотя в законодательствах государств недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика регулируются в ряде случаев отдельными законами.

В целом же, кроме США, с точки зрения правового регулирования можно сказать, что недобросовестная конкуренция регламентируется одними законами, а ограничительная деловая практика — другими, хотя во многих отношениях правовые последствия применения этих законов схожи.

Завершая рассмотрение вопроса о недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практике необходимо также иметь в виду некоторые важные обстоятельства, а именно: не все формы предпринимательской деятельности на международном рынке могут подпадать под регулирование недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практики, хотя с формальной точки зрения в них может прослеживаться схожесть в какой-то мере с деятельностью, создающей монополизацию рынка.

Заключение.

Основным механизмом защиты отечественного производителя от неблагоприятной конкуренции и влияния иностранного производства, являются таможенно-тарифное регулирование.

Правила таможенного регулирования в Российской Федерации изложены в новых нормативно-правовых актах Таможенного союза и Российской Федерации.

Таможенный тариф, как наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД).

      фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

      защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

      стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.

Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся – при высоких национальных издержках – таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки.

https://www.youtube.com/watch?v=https:PkAtb4A4VtI

В России, в условиях экономической нестабильности, во все последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. Безусловно защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет зарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями.

Этот аргумент в пользу протекционизма основывается на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности.

Столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентоспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений.

Более того, такого рода методы могут стать сигналом для других отраслей, что они также вправе рассчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта, либо возможной конкуренции. При этом в России сформировывается и активно развивается сеть предприятий, лоббистов протекционизма.

Мониторинг данной проблемы можно отслеживать на примере отечественной автомобильной промышленности, с течением времени цены только растут, а качество, сервис и т.д. и т.п. не измены. Анализ применения тарифных мер по некоторым товарам показывает, что в настоящее время в России таможенные пошлины осуществляют больше фискальную функцию, чем стимулирующую и защитную.

При импорте товаров государство поднимает их конечную стоимость как минимум на 18% для беспошлинных товаров и от 21,75% при условии уплаты пошлин в режиме наибольшего благоприятствования. При этом интересен тот факт, что, устанавливая высокие таможенные пошлины на необходимые товары, государство само же их потом и оплачивает в разы, когда приобретает необходимое в торгах.

Учитывая необходимость и перспективу восстановления экономики России на мировом рынке, наша страна сталкивается с рядом проблем внутреннего и внешнего характера, от успешного решения которых зависит не только успешная интеграция России, но и дальнейшее существование как государства.

Проведя анализ проблем интеграции России в мировую экономику, можно сделать вывод о том, в настоящее время необходимо параллельно решать внутренние проблемы и налаживать пошатнувшиеся международные отношения. Основной проблемой, мешающей успешной интеграции России в мировую экономику, а также внутреннему развитию, полагаю целесообразным считать кризис власти в России и порождаемый ею криминал.

Список использованной литературы.

1.                  Таможенный кодекс Таможенного Союза : прил. к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного СоветаЕвразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

2.                  Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) : утвержден решение Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества      № 18 от 27.11.2009 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

3.                  Таможенный кодекс Российской Федерации : федер. закон № 61-ФЗ от 28.05.2003 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

4.                  О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон            № 311-ФЗ от 27.11.2010 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

5.                  О таможенном тарифе : закон № 5003-1 от 21.05.1993 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

6.                  О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров : постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 683 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

7.                  О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия : постановление правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 53 : по состоянию на 15.03.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

8.                  Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавочную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации : приказ ГТК России № 131 от 07.02.2001. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.