Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Защита прав

Почему государство приняло два разных закона?

Задачи у государства в обоих случаях похожи — это обеспечение прозрачности, эффективности закупок и честной конкуренции поставщиков. Но есть нюансы. Закон 44-ФЗ — это инструмент для контроля расходования государственных денег. Государству важно, чтобы руководители государственных и муниципальных заказчиков тратили средства честно и рационально, а не с выгодой для себя и своих партнеров.

Закупки госкомпаний государство контролирует, чтобы повысить их эффективность, а естественных монополий и предприятий ЖКХ – чтобы неэффективные закупки не сказывались на тарифах и не били по кошельку конечного пользователя.

223-фз и 44-фз: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Заполнение заявки

Когда все финансовые обязательства выполнены в полной мере, можно и перейти к подготовке заявки. Необходимо учесть следующее:

Как правило, у каждого заказчика в документации есть инструкция, а у некоторых и примеры, по заполнению заявки. Эти требования важно соблюдать иначе есть риск быть отклоненным за несоответствие. Также, что касается документальной части заявки, важно приложить все документы, что требует заказчик. Документы заявки должны быть читаемы, соответственно, следует приложить все документы, что требует заказчик.

Еще по теме  Сколько стоит банкротство физического лица в 2020 году: цена услуг банкротства

В ходе проведения закупки и исполнения условий контракта/договора любые неправомерные действия заказчика вы можете обжаловать в соответствующих инстанциях. Административное обжалование в ФАС (до заключения контракта). После заключения контракта можно обжаловать действие/бездействие заказчика через суд/прокуратуру.

Вот так кратко мы описали основные особенности участия в регламентированных закупках в рамках Федеральных законов №223-ФЗ и №44-ФЗ.

Пользуйтесь этой статье в своей работе, находите интересные закупки и участвуйте. Всем побед!

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Изучение условий закупки

Перед подачей заявки следует изучить условия документации о закупке, техническое задание и прочие приложенные документы, например, смету. В расчете выгоды контракта не забудьте учесть возможные риски. Например, скачки курса доллара, увеличение таможенных пошлин, изменение цен на металл. Необходимо внимательно изучить и условия выполнения договора/контракта: сроки и место поставки, необходимость предоставления обеспечения контракта/договора, возможность привлечения субподрядчиков из числа МСП.

В документации необходимо обратить внимание на техническое задание. Указание величин, не соответствующих ГОСТам, указание на несуществующий ГОСТ. Наличие характеристик, которым соответствует товар только одного производителя, наличие формулировки «по согласованию с заказчиком», наличие показателей, которые не оказывают влияние на потребительские свойства товаров (например требование к цвету автомобиля).

Полное отсутствие показателей в техническом задании, отсутствие проектно-сметной документации. Отсутствие графика выполнения работ, графика поставки, несвязанные ТРУ в одной закупке, несоответствие технического задания и проектно-сметной документации. На все эти нюансы необходимо обратить внимание и, в случае необходимости, запросить у заказчика разъяснение в установленные законом сроки.

Частью закупочной документации является и проект контракта/договора. В ходе закупки, особенно, после окончания подачи заявок, в контракте ничего меняться не может. Подписываемый контракт должен соответствовать ранее размещенному проекту контракта в составе документации о закупке. За редким исключением, которые предусмотрены 44-ФЗ:

  • национальный режим (-15% к цене);
  • если исполнитель УИС;
  • если победитель организация инвалидов;
  • цена заключаемого контракта может быть увеличена заказчиком по согласованию с поставщиком, в зависимости от общего процента снижения в ходе торгов, но не превысив НМЦК.
Еще по теме  Срок отсрочки исполнения решения суда

Важно обратить внимание на сроки исполнения контракта. Сроки исполнения контракта/договора установлены в документации и не подлежат изменению в ходе выполнения контракта ни при каких условиях.

Кто проводит закупки по 44-фз и 223-фз?

Первое отличие — это заказчики, которые подпадают под действие законов.

По 44-ФЗ закупаются государственные и муниципальные органы и предприятия. Например, различные министерства, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и т. д. Все они тратят деньги из бюджетов разных уровней.

223-ФЗ контролирует закупки коммерческих компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий, предприятий в сфере ЖКХ. Например, «Газпром», «Аэрофлот», «РЖД», «Россети», городские водоканалы и т. д. Эти компании тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали самостоятельно, однако их деятельность имеет существенное значение для общества и государства.

Подготовка к подаче заявки

Если закупка проходит на электронной площадке, необходимо пройти регистрацию, если ее у вас нет. Либо актуализировать свою учетную запись, если давно не работали. Актуализация учетной записи в большинстве ЭТП называется «добавление пользователя» в различных вариациях. После того, как вы прошли регистрацию, важно оплатить тариф ЭТП.

Без этого заявку подать не получится. Далее, есть закупки, в которых предусмотрено гарантийное обеспечение заявки контракта/договора (далее по тексту ГО). Так вот, здесь важно перевести ровно ту сумму, что требует заказчик, учитывая все копейки. Поверьте, заказчик берет эти суммы не из головы. Затем, не забывайте о том, что банки не мгновенно переводят платежи, поэтому гарантийное обеспечение следует переводить заблаговременно.

ВАЖНО, если ГО необходимо перевести на площадку, учтите, что без денежных средств в нужном размере, площадка заблокирует возможность подать заявку. Также, не менее важно учесть куда необходимо отправить деньги. В некоторых случаях это ЭТП, а в некоторых – счет заказчика. Эта информация должна быть указана в закупочной документации.

Еще по теме  Защита прав дольщиков при долевом строительстве

Если вы ее не нашли, то лучше уточнить у заказчика запросом на разъяснение, нежели отправлять деньги, что называется, «на удачу». Если в виде обеспечения контракта заказчику необходима Банковская гарантия, то ее можно получить в одном только в банке, входящим в перечень Минфина, срок гарантии может противоречить Постановлению Правительства от 08.11.2020 №1005 и статье 45 Федерального закона 44-ФЗ. Обратите на это внимание.

Различия между режимами закупок

Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2020 и 2020 гг. по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством. С 2020 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.

Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть. Отметим, что с 2020 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2020-м — на 3 года.

По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:  

  • выполнение государственных программ и муниципальных программ;
  • выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
  • выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.

Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.

И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы. При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием.

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.