Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Мусорная реформа с 1 января 2019

Защита прав

Суть мусорной реформы

Она заключается в следующем:

  • передача полномочий по организации системы обращения с ТБО на региональный уровень;
  • данная услуга должна быть выделена в отдельную строку в платёжных документах граждан за коммунальные услуги. То есть, собственники жилья должны знать, за что они платят;
  • полная замена схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами;
  • в качестве исполнителя реформы необходимо привлечь региональных операторов;
  • платежи за сбор и вывоз должны формироваться по новой схеме.
Суть мусорной реформы

Основные направления мусорной реформы

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса. Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2020 года. То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Реформирование отрасли началось с внесения важных поправок в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Подготовка изменений проводилась с 2011 года по указу Президента РФ В. В. Путина №781. В 2013 г. авторами из Минприроды разработана стратегия утилизации ТКО до 2030 г. Поправки в ФЗ-89 внесены 29.12.

  • порядок и схемы оборота твердых бытовых отходов;
  • ценообразование в сфере утилизации мусора;
  • порядок организации конкурса на компанию-оператора региона.

В декабре 2017 г. принят ФЗ-503, который определил порядок обращения с мусорными отходами с 01.01.2019. Взаимоотношения между оператором и гражданами регулируются Жилищным кодексом РФ. Договорные отношения определяются содержанием статей 435-438 ГК РФ. Сфера коммунальных услуг регулируется ФЗ-354 от 06.05.2011 г.

Несанкционированные свалки остаются вне закона. Массовость загрязнения нарастает с каждым годом. Госдума рассматривает законопроект об увеличении штрафов. Предполагается наказывать организации на сумму в 800000 рублей, а граждан — 8000 рублей. Должностные лица, виновные в выбросе мусора в неположенном месте, получат штраф в 70000. Предложено приостанавливать деятельность юридических лиц на срок до 3 месяцев.

Помимо штрафа, виновного обяжут ликвидировать свалку и провести восстановление и оздоровление почвы. Это повлечет за собой дополнительные расходы. При обнаружении незаконного выброса мусора граждане имеют право подать жалобу в местную администрацию или природоохранную прокуратуру.

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2019 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2020 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мусорная реформа с 1 января 2019

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Правовая основа мусорной реформы

Нововведения в сфере обращения с отходами называют изменения и дополнения к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2019 года.Нормы Гражданского кодекса России определяют условия оформления договорных отношений по новой мусорной реформе:

  • ст. 435 – основные термины;
  • ст. 436 – невозможность отмены сделки;
  • ст. 437 – виды оферты;
  • ст. 438 – акцепт.

Смысл правовых положений состоит в заключение договора – соглашения с оператором,                    неподлежащего расторжению после первоначального платежа без обращения в судебную инстанцию с исковыми требованиями.

Инициаторы законодательных новшеств уверены в прекращении вывоза мусора на неположенную территорию. Старые свалки планируют превратить в технологические элементы, ненаносящие вред здоровью человека и экосистеме. Мусорники вблизи жилых комплексов планируют убрать, а местность очистить и озеленить.

Суть мусорной реформы – изменить отношение людей к проблеме выброса ТКО в неположенных местах.

Основные изменения состоят в следующем:

  • утрата полномочий управляющей компанией выбирать исполнителя по вывозу отходов и определение ценовой политики;
  • услуга преобразовывается в коммунальную;
  • обязанность заключения договора и оплаты принадлежит не только собственникам городских жилых площадей в многоэтажках, но и владельцам нежилых помещений, домовладельцам и дачникам.

Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа?

Модель вывоза и размещения мусорных отходов переработана полностью. На смену ЖКХ придут лицензированные региональные операторы.

В идеале компания-оператор должна взять на себя обязательства по контролю за полным циклом обращения ТКО. То есть обеспечить вывоз мусора плюс его захоронение или вторичную переработку.

Меняется схема работ с бытовыми отходами. Их вывоз теперь считается отдельной услугой. В платежках эта строка называется «Обращение с ТКО». Оплата за услугу теперь начисляется по новым правилам. Закрываются полигоны с ТБО, не отвечающие требованиям и не внесенные в реестр. Все места складирования мусора должны быть приведены в соответствие с требованиями экологической безопасности и зарегистрированы.

В чем необходимость?

Завалы бытовых отходов, загрязнение окружающей среды стали национальной проблемой страны. Увеличение количества пластика происходит в геометрической прогрессии. Свалки мусора грозят перерасти в экологическую катастрофу.

Президент поручил Дмитрию Медведеву разработать ряд мер по изменению ситуации. Результатом стали свежие поправки в законодательство и решение реформировать существующую систему.

Несмотря на массовые выступления, реформа продвигается своим ходом. Депутаты при разработке концепции предусмотрели долговременные цели. Необходимость менять всю систему утилизации мусора назрела давно. Предлагается организовать переработку вторичных отходов – стекла, пластика, бумаги. Вместо полигонов надо строить линию современных мусоросжигательных комплексов. Система золоуловителей и фильтров делает такие заводы безопасными для окружающей среды.

Мусорная реформа с 1 января 2019

Необходимо воспитать в гражданах ответственность за выброс мусора. Реформа способствует сокращению незаконных стихийных помоек. Раздельный сбор и сжигание остатков должно привести к сокращению свалок.

То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом. Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2018 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ. Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.

Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.

Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.

Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.

Ответ заключается в количестве накопленных в России отходов – 40.000.000.000 тонн. Каждый год цифра увеличивается на 70.000.000 тонн, а территория свалок на 500.000 гектар. ТКО выбрасывают на несанкционированных местах. За последнее время прибавились объемы токсичных выбросов.

Еще по теме  Закон о коллекторах с 1 января 2019 года

Мусорная реформа с 1 января 2019

По состоянию на 2018 год утилизация путем сжигания охватывает до 5% всех отходов. Реформа мусора предполагает уничтожение 60% через пять лет и 95% к 2030 году. Планируется строительство 130 перерабатывающих комплексов, обеспечивающих ликвидацию неположенных свалок.

Президент РФ заявил о необходимости ликвидации 30 больших свалок до начала 2021 года, и остальных — в последующие 5 лет. Реализация распоряжения возможна при финансовой поддержке структур, принимающих платежи от населения.

Мусорная реформа бесспорно необходима России. Это подтверждает события в Подмосковье, когда были предоставлены многочисленные отчеты активистов относительно состояния экосистемы в разных субъектах РФ. Нормативы по ТКО были запредельными. Но реформирование не должно ущемлять интересы граждан.

В правительстве заявили о необходимости установления тарифов с учетом экономики и социальных особенностей региона: состояния инфраструктуры, численности населения.

В перспективе РФ должна внедрить раздельный сбор и сортировку – установка баков разного окраса для каждого типа отбросов.

Каждый год количество ТБО увеличивается почти на 50 млн. тонн. Это катастрофические цифры! В России не так много заводов, которые могут перерабатывать мусор в достаточном количестве – всего лишь 10% от ежегодно вывозимого объёма.

По этой причине почти все мусорные полигоны переполнены, они наносят вред окружающее среде. Кроме того, близлежащие населённые пункты становятся «зоной отчуждения», что наносит вред экономике региона и страны в целом.

Поэтому был принят закон о мусорной реформе, который вступил в силу с января 2019 года. Разработчики законопроекта предлагают, в первую очередь, создать современные мусорные полигоны, на которых будут располагаться перерабатывающие заводы. Отвечать за утилизацию ТБО будут собственники участков или организации, которые взяли на себя ответственность за переработку.

Предполагается, что все нелегальные свалки и полигоны будут ликвидированы в ближайшие годы. Для этих целей выделяются средства из федерального и регионального бюджета. В обязанности местных властей входит разработка планов по рекультивации этих участков с целью возрождения плодородности.

Цель мусорной реформы

Мусорная реформа с 1 января 2019

Таким образом, нынешняя система, по которой мусорные компании зачастую занимались тем, что собирали мусор и вывозили его на полигон, а иногда и просто вываливали в лесу, должна прекратить свое существование, уступив место новой методике.

Компании должны быть заинтересованы, чтобы везти мусор в специально отведенные для этого места. Эти места регионы вносят в разработанные территориальные схемы обращения с отходами. Старые полигоны подлежат рекультивации. А если их собственники отказываются ее проводить, за них это должны делать региональные операторы, а затем – выставлять собственникам счет. На местах приемки отходов должны строиться сортировочные мощности и перерабатывающие производства.

Законодатель с помощью реформирования мусорной отрасли пытается упорядочить систему работы с отходами. Сегодня вокруг населенных пунктов разрастаются свалки как официальные, так и несанкционированные. Лицензирование услуг по утилизации мусора должно решить проблему. Итогом реформы является наведение порядка в отрасли, пропаганда цивилизованного подхода при обращении с ТКО. Планируется открывать мусороперерабатывающие заводы, сокращать число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора.

Мусорная реформа с 1 января 2019 года преследует определённые цели. Основная из них – ликвидация незаконных свалок и полигонов, возрождение испорченных земель, их последующее целевое использование. Есть и другие цели:

  • Переход на раздельный сбор мусора. Это означает, что ТБО различного назначения должны собираться в разные контейнеры, вывозиться на разных машинах, складироваться на отдельных полигонах и перерабатываться по-разному.
  • Правильная сортировка отходов.
  • Их своевременная переработка.
Цели и задачи мусорной реформы

Мусор должен быть рассортирован уже в момент выбрасывания

Внедрить и осуществить эти цели в короткие сроки – основная задача внедрённого законопроекта. Последние новости мусорной реформы  таковы – к 2024 году объём сжигаемого и перерабатываемого мусора должен увеличиться с 5% до 60%. К началу 2021 году в России должно быть ликвидировано подавляющее большинство нелегальных свалок.

Покрытие расходов проекта

Реформа мусора требует до 80 млрд рос.руб. Чуть меньше половины финансируется государством за счет субсидий. Комплексы планируется сооружать региональными операторами при государственной поддержке, иные затраты возмещаются за счет оплаты услуг гражданами.

Сегодня ничего не реализовано. Предпринимателей настораживает регулярное изменение законодательства, которыми то устанавливаются, то отменяются налоговые сборы. Государственный бюджет не в состоянии самостоятельно создать целостный комплекс по переработке. Субъекты Федерации оказались неподготовленными к реформе.

Большую долю расходов возмещают потребители. Это однозначно приведет к увеличению тарифов. Поэтому многие выступают против реформы мусора.

Где мусорная реформа началась, а где отложена?

Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом.

В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр.

При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01.01.2020. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране. Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор.

Определение тарификации

Ранее для собственников городских квартир стоимость услуг по вывозу мусора составляла до 80 рублей каждый месяц. Сейчас средний показатель цены вырос до 150 рос.руб. с проживающего человека, платеж стал вписываться в отдельную графу.

Тарификация зависит от двух факторов:

  • территориальная расположенность (регион);
  • оператор.

Если работает несколько организаций, определение стоимости осуществляется индивидуально. Тариф индексируется в январе и июле. На практике уборкой отходов будут заниматься и субподрядные предприятия.

Этапы мусорной реформы

Внедрение норм закона проходит в несколько этапов:

  1. Разработка местных схем обработки мусора.
  2. Проведение конкурса на компанию-оператора в регионе.
  3. Разработка и защита суммы тарифа за вывоз и утилизацию отходов.
  4. Строительство комплексов по переработке мусора.

2018 год давался на подготовку регионов страны к началу реформирования. Однако не все субъекты справились в полной мере. Кто-то не смог провести конкурс и выбрать компанию-оператора, в некоторых областях нет зарегистрированных полигонов ТБО. Поэтому Правительство допускает вывоз мусора на старые свалки до момента введения в эксплуатацию новых объектов.

Конкурс на место регионального оператора проводят местные власти. Организация должна иметь лицензию на право работы с отходами. Крупные регионы могут иметь несколько операторов, разделенных территориальным признаком. Если по каким-либо причинам конкурс не состоялся или оператор отказался от работы, власть может назначить своего оператора до проведения нового тендера.

Получение отсрочки

На начало 2019 года в «мусорную реформу» вошли 70 из 85 субъектов Российской Федерации. Еще шесть регионов сообщили, что все необходимые процедуры выполнят в течение первого квартала. А девять субъектов – взяли отсрочку до 2020 и 2022 годов.

  1. Владимирская область
  2. Еврейская автономная область
  3. Забайкальский край
  4. Курганская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Омская область
  7. Приморский край
  8. Республика Марий Эл
  9. Хабаровский край

В регионах свою неготовность объяснили тем, что на их территории нет необходимой инфраструктуры и прежде всего полигонов. Например, в Приморье на момент вступления в силу поправок «мусорной» реформы ближайшие точки для вывоза отходов находятся в 300-400 километрах от административных центров. Во Владимирской области власти не смогли определиться с региональным оператором, антимонопольная служба трижды вмешивалась и отменяла результаты конкурса.

Кроме того, в некоторых проблемных регионах оказалась не подготовлена документационная база, а также не начаты процедуры строительство сортировочных и перерабатывающих объектов.

Незадолго до начала 2019 года процесс адаптации к «мусорной реформе» ускорила Генеральная прокуратура, инициировавшая проверки из-за информации о срывах в субъектах в части утверждения территориальных схем.

В итоге в новый год большинство регионов вошли и с утвержденными схемами, и с выбранными региональными операторами. Однако в большинстве регионов первые месяцы сопровождались вспышками активности населения и неприятием реформы. Большая часть недовольства пришлась на утвержденные регионами тарифы, которые значительно отличались от прежней платы за вывоз мусора. Местные региональные парламенты начали готовить обращения в Госдуму и правительство РФ с просьбой выступить в качестве регулятора ситуации.

В апреле 2019 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание федерального правительства на то, что тарифы на вывоз мусора должны находиться на контроле и не должны расти.

«Мусорные» нововведения не были приняты в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Еще 3 года уничтожение ТБО возложено на управляющие компании, услуга включена в содержание жилфонда. Регионы, невыбравшие исполнителей, вправе приступить к новшествам до января 2019 года. Вопросы с мусором решают исполнительные структуры.

Еще по теме  Судебные расходы и издержки, возмещение судебных расходов по делу

Как вопрос решался раньше

Потребность в нововведениях по обращению с отходами назрела давно. Предприятия ЖКХ просто собирали мусор у населения и вывозили на полигон. Перерабатывалось не более 7% отходов.

В селах и садоводческих товариществах договоры на вывоз могли вообще не заключаться. Жители сваливали отходы где попало, замусорив берега рек, лесные массивы, окраины населенных пунктов.

Многие полигоны не отвечают требованиям экоконтроля. Свалки несут угрозу экологической и эпидемиологической безопасности населения. В атмосферу выбрасываются вредные вещества от горения и разложения ТКО.

Финансирование вывоза мусора происходило по остаточному принципу. Из платежей за коммунальные услуги вычитались все расходы, остатки шли на утилизацию ТБО. Не было обязанности по сортировке мусора, практически отсутствовали заводы по переработке вторичного сырья. Оплата за услугу рассчитывалась за квадратный метр площади помещения.

Льготы

Льготные категории граждан по мусорной реформе:

  • инвалиды;
  • ветераны войны и труда;
  • участники войны;
  • ликвидаторы аварии на АЭС;
  • многодетные семьи;
  • малоимущие и пенсионеры.

Для данных плательщиков предусмотрено субсидирование платежей. Оформить помощь можно в отделе социальной защиты населения по месту жительства. Тем гражданам, которые уже пользуются льготами по оплате коммунальных услуг, обращаться повторно на оформление не нужно.

Избежать оплаты невозможно, вывоз утильсырья — коммунальная услуга, и просрочка платежей грозит начислением штрафных санкций (пени).

Малоимущие категории граждан вправе получить субсидии.

Привилегии при оплате предусмотрены для:

  • многодетных родителей;
  • инвалидов (независимо от группы);
  • ветеранов;
  • лиц с ограниченными возможностями.

Расширение списка допускается по решению региональных властей. Подробную информацию можно получить в органах соцзащиты.

Что изменится

Мусорная реформа с 1 января 2019 г. коснется всех жителей страны. Изменится способ расчета тарифов и порядок начисления. Окончательная цифра будет зависеть от количества прописанных человек или собственников жилья.

Утверждение тарифов производится на уровне региона. Каждый производитель мусора должен заключить договор с оператором на его вывоз. На полигонах запрещается прием отходов у частных лиц.

Из сферы коммунальных услуг утилизация мусора будет выделена особо. Полномочия передаются выбранным операторам. Они обязаны обеспечить инфраструктуру оборота отходов, привести в соответствие или закрыть действующие полигоны.

Мусорная реформа от 1 января 2019 года

В перспективе запланирован переход на сбор мусора в отдельные контейнеры и его дальнейшая сортировка. Операторы должны будут взять на себя обязанности по обработке всех видов отходов, в том числе и опасных.

Для каждого вида мусора предусмотрена отдельная емкость. Стекло складывается отдельно от пластика и от пищевых отходов. Граждане и организации самостоятельно проведут разграничение отходов по видам. Планируется сокращения числа мусорных полигонов и увеличение вторичного оборота ТКО.

Протест граждан — митинги

К числу недовольных относятся 25 регионов России. Главная причина — экономическая. Люди недовольны увеличением стоимости за вывоз ТКО в городских массивах и ограничением распоряжения отходами в сельской местности. Жители также против образования новых полигонов.

В петициях население требует:

  1. Признать несостоятельность новшеств.
  2. Пересмотреть принципы формирования тарифной сетки.
  3. Ввести запрет на расширение свалок, и осуществить их проверку.

В Нижнем Тагиле фактором негодования стали опечатки в платежных документах. После массовых митингов был организован сбор подписей за уменьшение тарифов.

По закону все правильно, но мусор не перерабатывается, а просто складируется. Инициативных в данной сфере немного, не хватает производственной системы. У бизнесменов отсутствует уверенность в перспективе, у граждан – мотивация к изменениям. Предприятия говорят о низких ценах, население – о высоких.

Мусорная реформа с 1 января 2019

На середину весны средняя оплата по стране составляет 50%. В 9 регионах платежи такие низкие, что исполнители услуг отказываются работать.

Последние новости мусорной реформы вызвали неоднозначную реакцию в обществе. С февраля по июнь по стране прокатилась волна возмущений и акций против нововведений. Народ говорит о необоснованном повышении тарифов, отсутствии полигонов ТБО, размещении новых свалок, «обязаловке» при заключении договора с оператором. Митинги организуются партиями КПРФ, ЛДПР и просто несогласными с реформой гражданами.

Как полагается заключать договор

Собственники обязаны заключить прямой договор с региональным оператором путем принятия оферты. Обязанность подписания контракта на утилизацию отходов распространяется на физических лиц, товарищества садоводов и огородников, коммерческие организации, предпринимателей. Договор заключается в письменном виде. Уклониться от этого не получится.

Фактическим принятием оферты считается первая оплата за вывоз отходов или выброс мусора в установленное место.

Разработана типовая форма договора. Дополнительные условия, объем, сроки вывоза мусора прописываются в тексте соглашения к договору.

Согласно ст. 24.7 ФЗ-89 стороны подчиняются следующим правилам:

  • договор носит публичный характер;
  • инициатором является оператор;
  • оператор не вправе дать отказ собственнику в заключении договора;
  • подписание контракта для всех производителей твердых коммунальных отходов обязательно;
  • документ составляется по типовой форме.

Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа?

Тарифы на вывоз мусора

Региональные операторы по обращению с отходами в каждом регионе выбираются на основе конкурсных процедур. Всего в каждом регионе может быть по одному оператору. Компания-победитель конкурса осуществляет деятельность по:

  • сбору
  • транспортировке
  • обработке
  • утилизации
  • обезвреживанию
  • размещению отходов I — IV классов опасности

Основная задача регионального оператора – решение проблемы с вывозом и переработкой мусора в данном субъекте. Регоператор отвечает за всю деятельность в этой сфере, в том числе – взимает платежи с населения, готовит и создает инфраструктуру по работе с ТБО, включающую в себя строительство комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Мусорная реформа с 1 января 2019

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Региональным оператором также могут быть муниципальные или государственные унитарные предприятия в регионах. Для этого, согласно ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, они должны иметь необходимые лицензии.

Также к функциям регоператора относится ликвидация стихийных свалок, вывоз мусора с территорий многоквартирных домов, частного сектора, предприятий, строительство контейнерных площадок.

Регоператор вправе заключать договоры с мусорными компаниями. Посредством технологии ГЛОНАСС он осуществляет контроль за мусоровозами. Расчет с транспортными фирмами ведется на основании того объема мусора, который доставляется к месту сортировки и обработки.

Вы уже используете раздельные контейнеры для мусора в своем доме/квартире?

ДаНет

Тарифы для физических лиц стали самым спорным вопросом новой «мусорной реформы». С 1 января 2019 года тариф на вывоз и сортировку отходов был выделен в квитанции об оплате ЖКХ в отдельную строку. Его выставляет региональный оператор. До этого тариф включался с содержание и ремонт жилого помещения, а сама услуга значилась в перечне жилищных. Ее предоставляла муниципальная власть.

С 2019 года установка тарифа – прерогатива субъекта РФ. Однако при его формировании власти должны руководствоваться:

  • №89-ФЗ;
  • Правилами коммерческого учета… (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 №505);
  • Методическими рекомендациями…, (Приказ Министерства строительства РФ от 28.07.2016 №524/пр);
  • Правилами предоставления коммунальных услуг…, (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
  • письмами ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации…»;
  • а также нормативно-правовыми актами регионального правительства в данной сфере.

Для наглядности можно привести пример Орловской области. Там единый предельный тариф составляет 469,42 рубля/куб.м.

На выходе получается:

  • 2,0 куб.м в год для одного жильца в МКД;
  • 2,5 куб. м в год для одного проживающего в частном доме, расположенном в административном центре муниципального района;
  • 2,25 куб. м в год для одного проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном в сельской местности.

Соответственно, размер платы для первой категории абонентов составляет 78, 24 рублей в месяц, для второй – 97,80 рублей, для третьей – 88, 02 рублей.

Согласно поправкам в ФЗ-89, в регионе назначается единый оператор по управлению твердыми коммунальными отходами. Организация выбирается на конкурсной основе. За тендер отвечает исполнительная власть региона. Конкурс проводится согласно Постановлению Правительства РФ № 881 от 5 сентября 2016 г.

Оператор заключает с гражданами договор, по которому обязуется за плату производить вывоз и утилизацию бытовых отходов. Граждане оплачивают услугу согласно утвержденному в регионе тарифу.

Когда конкурс не состоялся либо оператор отказывается от обязанностей по вывозу ТКО, глава субъекта вправе назначать компанию самостоятельно. Вывоз мусора имеет право производить организация, которая полностью отвечает требованиям закона. Операторами могут работать не только коммерческие, но и муниципальные и государственные унитарные предприятия с лицензией.

Компании по вывозу мусора существовали до внедрения новых правил. Однако их большое количество привело к неразберихе в данной области. Реформа значительно сократила число операторов.

Проверку мусора осуществляют граждане и активисты ОНФ. Проводятся рейды по выявлению незаконных свалок и недобросовестных операторов.

Еще по теме  Признать брачный договор ничтожной сделкой основания и порядок

Ранее плата за вывоз мусора взималась с квадратного метра жилья. Сейчас произошел перерасчет, и операторы берут плату с человека. Тарифы устанавливаются в каждом субъекте отдельно. Где-то тариф больше, где-то меньше.

Реализация мусорной реформы

Сумма зависит от нескольких факторов : удаленности полигона сбора мусора, наличия сортировки. Если площадка для размещения отходов находится недалеко от населенного пункта, то и стоимость доставки будет ниже. Сортировка мусора также включается в тариф. При установке раздельных контейнеров, которые можно купить, тариф уменьшится. В расчет принимаются расходы на банковскую гарантию оператора, затраты на захоронение ТКО и на сбыт.

Операторы вправе установить свои тарифы. Если в регионе их несколько, расценки могут различаться. Индексация тарифов будет производиться по общему правилу два раза в год.

С момента принятия изменений в 89-ФЗ до момента начала реформы прошел год, закон вступает в силу. Не все регионы смогли подготовиться к отмене старого порядка. Во многих населенных пунктах реформирование начало буксовать.

Сортировка ТБО почти нигде не применяется. На то, чтобы люди привыкли выбрасывать мусор в разные контейнеры и видели в этом смысл, потребуется время. На площадках должны стоять емкости под разные виды отходов. Транспорт для вывоза такого мусора должен быть специализированным, чтобы отбросы разных видов не смешивались при транспортировке.

Есть вопросы и по размещению баз отходов. Расположение полигона в 50 км от населенного пункта не вполне оправдано в регионах с высокой плотностью населения. Придется размещать их на большем расстоянии, что скажется на величине тарифа на вывоз.

Количество выбрасываемых отходов определено нормативами. Их разработка находится в ведении местной власти. Есть прецеденты, когда ТСЖ отказывались платить, так как фактический объем мусора был значительно ниже установленного. Люди не согласны тратиться на неоказанные услуги. Приводятся аргументы, видеосъемка объема вывозимого мусора. Верховный суд занимает противоречивую позицию по делам такого рода.

Жителей деревни и владельцев дач обязали принять участие в реформе наравне со всеми. Собственники ИЖС заключают договор с оператором самостоятельно, садовые товарищества выступают от имени юридического лица.

Проблемы мусорной реформы

Если ранее многие жители сжигали мусор или вывозили самостоятельно, этому пришел конец: нужно передать эту обязанность обслуживающей фирме. Договор заключать все равно придется, так как вступил в силу запрет на прием мусора у всех, кроме официального оператора. Предполагается применение пониженных ставок тарифа для жителей сельской местности.

Новые требования запрещают вывозить мусор на полигон самостоятельно. Заключение договора будет производиться с каждым собственником. Это принесет пользу и максимально сократит несанкционированный выброс отходов.

Полигоны ТБО на практике не соответствуют требованиям закона. Предполагается создание новых площадок для захоронения отходов. Полигоны необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого необходимо подать заявление и перечень документов.

Экологически безопасный полигон – комплексное сооружение. Переработка отходов происходит в соответствии с требованиями Росприроднадзора. Придуманы специальные защитные прокладки от соприкосновения мусора с грунтовыми водами. Масса тщательно утрамбовывается. Система газоотводных трубок предотвращает скопление газа. Нововведение – применение реагентов, которые препятствуют распространению запаха.

Действующие полигоны предложено «оздоровить» и привести в соответствие с требованиями. Рекультивация свалок будет проводиться по региональным схемам. В рамках нацпроекта «Экология» предусмотрено выделение для этой цели бюджетных средств. Регионы занимаются подготовкой документации для получения этих денег.

131 мусороперерабатывающий комплекс построят на территории России. Объем перерабатываемого мусора увеличится до 60% вместо текущих 7%. На месте рекультивированных полигонов через некоторое время построят новые объекты инфраструктуры.

Несмотря на ряд проблем, которые вскрывает реформа, несовершенство законодательства, меры по преобразованию отрасли вводятся в жизнь. Пункты сбора мусора и полигоны приводятся в соответствие с правилами экологической безопасности, устраняются несанкционированные свалки. Единые операторы контролируют оборот мусора в регионах.

Когда речь пошла о нововведениях в «мусорной» сфере, самым спорным вопросом стали тарифы для физических лиц. Ранее они были включены в общедомовые расходы, и собственники жилья «не замечали» их в общей сумме коммунальных платежей.

С 01.01.2019 года ТБО вывели отдельной строкой в квитанции за услуги ЖКХ. Многие собственники возмутились высокой платой за вывоз и переработку мусора. Многие считают, что она необоснованно высока. Кроме того, некоторые отказываются платить, поэтому долги перед региональным оператором растут. Отсюда проблемы с вывозом мусора на территориях жилых комплексов и во дворах многоквартирных домов.

Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами. Формирование их в произвольной форме запрещено.

Кроме регионального законодательства, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Многие регионы вели расчёт, исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.

Заключение

С начала 2019 года внедрен новый порядок ликвидации ТБО. Инициатива правительства затронула вопрос тарификации, что вызвало недовольство со стороны россиян.

Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.

Ответственность за неуплату

Мусорная реформа с 1 января 2019

Все производители мусора обязаны оплатить его утилизацию. Не рассчитываться за мусор не получится. Эта услуга считается коммунальной, и за просрочку платежей начисляется пени. Если собственник уклоняется от заключения договора, то счета придут все равно по информации органа местного самоуправления. Оператор вправе обратиться в суд о взыскании с неплательщика суммы долга и пени.

Проблемы реализации мусорной реформы

К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:

  • отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
  • отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
  • отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.

В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.

К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.

Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.

На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.

Но существует ряд проблем:

  • население крайне недовольно тарифами на ТБО;
  • строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
  • рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.

Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.

Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.

Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.

Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.

Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.

Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.