Должностная инструкция руководителя подразделения
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательной организации [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Руководитель структурного подразделения образовательной организации (далее – руководитель структурного подразделения) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность руководителя структурного подразделения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения, не менее 3 лет.
1.3. На должность руководителя структурного подразделения в соответствии с требованиями ст. 351.
1.4. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– педагогику;
– достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
– психологию;
– основы физиологии, гигиены;
– теорию и методы управления образовательными системами;
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– основы экономики, социологии;
– способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
– гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;
– основы менеджмента, управления персоналом;
– основы управления проектами;
– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
– правила по охране труда и пожарной безопасности;
– [иные знания].
2.1. Руководит деятельностью структурного подразделения.
Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.
2.3. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
2.4. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения.
2.6. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей.
2.7. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу.
2.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей).
2.9. Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей).
2.11. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства.
2.12. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников организации.
2.13. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.
Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы организации, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса.
2.16. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров.
2.17. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательной организации.
2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.19. [Другие должностные обязанности].
3. Права
– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.
3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя организации).
3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.
3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
4.1. За нарушение устава образовательной организации.
4.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
1.1. Руководитель структурного подразделения Центра дополнительного образования назначается на должность и увольняется с должности приказом директора согласно ТК РФ.
1.2. Должен иметь высшее образование, стаж работы по профилю, не менее 3 лет.
1.3. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно заместителям директора Центра, решает все вопросы, деятельности и развития отдела.
1.4. Руководитель структурного подразделения должен знать:
- Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово-хозяйственной деятельности;
- Основы трудового законодательства;
- Основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения, гигиены, физиологии, социологии;
- деятельности образовательного учреждения;
- Современные достижения в соответствующем направлении науки, техники, культуры и искусства;
- Программно-методическую документацию;
- Правила и нормы охраны труда;
- Вопросы экономики, управления.
Правила составления должностной инструкции руководителя
Как показывает практика, руководители отделов/подразделений/организаций наделяются не только большими полномочиями, но и большой ответственностью.
От того, насколько корректно и подробно прописаны трудовые функции сотрудника зависит, насколько качественной будет его работа.
Именно поэтому должностная инструкция руководителя должна быть составлена с учетом требований и работодателя, и законодательства.
В первом разделе должностной инструкции прописывается:
- категория сотрудника («руководители»);
- порядок освобождения и назначения на должность (приказом генерального директора предприятия/решением собрания учредителей и т.д.);
- квалификационные требования (высшее образование и опыт работы в аналогичной должности);
- непосредственный начальник сотрудника (генеральный директор/собрание учредителей);
- порядок замещения сотрудника на время его отсутствия на рабочем месте (уполномоченным должностным лицом, назначенном в установленном порядке руководством предприятия).
Руководствоваться в своей деятельности руководитель должен, как правило:
- законодательными актами и нормативной документацией, касающейся его профессиональной деятельности;
- распоряжениями и приказами руководства организации;
- методической документацией, регламентирующей деятельность предприятия;
- Уставом компании;
- нормативно-правовыми актами РФ и предприятия;
- действующей должностной инструкцией.
Для успешного исполнения собственных трудовых функций руководителю необходимо знание законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации, а также внутренней документации предприятия.
Функциональные обязанности руководителя зависят от специфики его должности и типа предприятия, на котором он трудится.
Так, основные трудовые функции главы предприятия (директора) заключаются в:
- общем руководстве финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельностью компании;
- организации взаимодействия структурных подразделений, производственных единиц и цехов;
- обеспечении выполнения принимаемых предприятием обязательств;
- создании условий для внедрения новейших технологий и прогрессивных форм управления;
- принятии мер по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в компании;
- контроле за соблюдением законодательства страны в деятельности всех служб;
- защите имущественных интересов компании в органах государственной власти.
В то же время руководитель группы должен:
- руководить группой работников;
- осуществлять планирование и координацию работ группы;
- организовывать сбору, обработку и систематизацию информации, обеспечивать своевременность и высокое качество выполнения работ;
- руководить внедрением выполненных разработок и технических решений.
При этом в обязанности руководителя кружка входит:
- руководство работой кружка;
- участие в разработке текущих и перспективных планов работы кружка;
- проведение групповых и индивидуальных занятий;
- составление сметы доходов и расходов деятельности кружка.
Иными словами, должностные обязанности руководителей различных уровней и типов могут быть совершенно разными.
Полномочия руководителя зачастую являются стандартными, и сотрудник вправе:
- визировать документы, принимать решения и действовать в рамках собственной компетенции;
- устанавливать полномочия и профессиональные обязанности подчиненных сотрудников;
- получать сведения и документы, необходимые для выполнения профессиональных задач;
- принимать участие в подготовке, разработке и утверждении документации;
- рассматривать или отклонять предложения о поощрении/наказании сотрудников;
- требовать от руководства обеспечения условий, способствующих качественному исполнению должностных обязанностей.
Отдельным разделом следует прописать зону ответственности руководителя. Как правило, данный сотрудник отвечает за:
- последствия собственных решений и действий;
- нарушение руководящей документации предприятия;
- нанесение ущерба предприятию, его сотрудникам, контрагентам и государстве;
- предоставление сотрудникам и своему руководству заведомо ложной информации;
- ненадлежащее исполнение трудовых функций;
- несанкционированное использование/передачу/разглашение личных сведений, конфиденциальных данных, коммерческой тайны;
- нарушение норм внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной защиты;
- произведение несанкционированных собственным руководством встреч и представлений интересов организации.
Как уже было сказано, функциональные обязанности любого начальника зависят от специфики его деятельности, поэтому ниже мы разместили несколько готовых примеров инструкции, подходящих для использования в учреждениях различного типа.
Отдела продаж
Образец должностной инструкции главы отдела продаж располагается здесь: https://yadi.sk/i/qLFH0DkG3UfnUg
Проекта
В строительстве (строительных организациях) руководители проектных групп работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/d/c_X2Kr7P3Ufnne
Шаблон инструкции для данного работника мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/TKWxSbCt3UfoB7
Трудовые функции главы обособленного подразделения выглядят так: https://yadi.sk/i/oByvnDIN3UfoLb
Направления
Должностная инструкция главы направления: https://yadi.sk/i/pTpOoGTP3Ufof9
Образец должностной инструкции худрука сельского дома культуры: https://yadi.sk/i/58Gs1HxK3Ufoty
Должностные обязанности музыкального руководителя детского сада выглядят так: https://yadi.sk/i/SG3myPR63Ufp3T
С примером типовой инструкции классного руководителя начальных классов предлагаем ознакомиться по следующей ссылке: https://yadi.sk/i/Kwoszo393UfpAE
Кружка
Здесь мы разместили шаблон документа для главы кружка: https://yadi.sk/i/qEGU85To3UfpL5
Так называемые физруки работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/i/eh-r5ztC3UfpSP
Найти документ, подходящий для начальника АХО, вы можете здесь: https://yadi.sk/i/gwKRSS1-3Ufpa4
Казначейства
Бланк должностной инструкции начальника группы казначейства мы поместили сюда: https://yadi.sk/d/kXu5nEsJ3Ufpi5