Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Кто признается налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых

Статьи

Плательщики

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами

Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.

30 календарных дней

Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр — по месту нахождения участка, на территории соответствующего субъекта РФ. В случае нахождения
участка недр не на территории РФ — постановка на учет производится по местонахождению организации (либо физического лица) — пользователя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Объект налогообложения

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.
  • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке.

Подробнее (ст. 336 НК РФ)

Налогоплательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр в данном случае признаётся территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр.

Если налогоплательщик осуществляет добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, например на территориях арендуемых у иностранных государств) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, то в таком случае налогоплательщик подлежат постановке на учёт в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются лица, соответствующие условиям, установленным ст. 334 НК РФ. Законодательство относит к указанной категории:

  • российских и иностранных юридических лиц, а также предпринимателей, получивших в установленном законом порядке право на использование природных ресурсов (п. 1 ст. 334 НК РФ);
  • юридических лиц, заключивших соглашение о разделе продукции (ст. 9 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I, далее — закон № 2395-I);
  • участников простого товарищества (ст. 9 закона № 2395-I);
  • организации и ИП Республики Крым и г. Севастополя, осуществляющие деятельность на основании разрешительных документов, выданных украинскими уполномоченными госорганами (п. 2 ст. 334 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Соглашение о разделе продукции — разновидность договора, сторонами которого выступают государство и инвестор (хозяйствующий субъект). Предметом договора является предоставление инвестору исключительного права на исследование, разработку и добычу месторождения за плату при условии, что деятельность ведется им своими силами на свой страх и риск (ст. 2 закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ).

Участниками простого товарищества могут быть несколько юридических лиц, одно из которых является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, а остальные выполняют вспомогательные или обслуживающие функции, например ведут налоговый и бухгалтерский учет, общие дела товарищества.

Кто признается налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых

Постановка лиц в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых происходит в уведомительном порядке. После выдачи лицензии Роснедра передают информацию в территориальные налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней с даты выдачи лицензии (ст. 335 НК РФ).

ВАЖНО! Место постановки на учет плательщика НДПИ по общему правилу зависит от места нахождения месторождения (ст. 335 НК РФ).

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности в качестве плательщика налога на недра производится в органе ФНС, на территории которого осуществляется деятельность по добыче и использованию ресурсов. При нахождении месторождений в иных местах (на территории иных государств, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе) учет производится по месту нахождения плательщика.

Деятельность по использованию недр и добыче полезных ресурсов является лицензионной, это связано с государственной собственностью на недра. При безлицензионном использовании ресурсов существует риск привлечения к административной или уголовной ответственности (ст. 49 закона 2395-I).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Примерами деятельности, подпадающей под санкции, могут быть:

  • производство работ с нарушением правил использования и охраны недр;
  • разработка недр без разрешения или с нарушением условий, установленных лицензией.

Лица, совершившие административные правонарушения в области недропользования, привлекаются к ответственности в порядке ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Размер административного штрафа:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • правонарушителей — юридических лиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.

Дополнительно на виновное лицо могут возложить обязанность возместить вред, причиненный государству. При этом уплата НДПИ в отношении природных ископаемых, добытых в безлицензионном порядке, не может признаваться таким возмещением (п. 51 закона № 2395-I, постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на недропользование путем подачи заявления или участия в аукционе. Обязанность по постановке на учет плательщика НДПИ лежит на ФНС после представления информации из территориальных органов Федерального агентства недропользования.

За добычу природных ископаемых или ведение иной деятельности в безлицензионном порядке организация или ИП могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Кроме того, в судебном порядке могут быть взысканы убытки, причиненные государственным недрам. Место постановки и учета плательщика налога на недра зависит от территориального расположения месторождения природных ископаемых.

Налоговые ставки

Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены в статье 342 НК РФ.

Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:

  • Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.
  • Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;

    Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.

    Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.

    Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.

  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.

Подробнее (п.1 ст. 342 НК РФ)

Глава 26 НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.

0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

⛭

Ставки бывают двух видов: твёрдые (для нефти, газа, газового конденсата и угля, а также многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа, угля, руд черных металлов предусмотрены понижающие коэффициенты, которые применяются при выполнении налогоплательщиками условий, оговоренных в Налоговом кодексе РФ.

Существует зависимость между типом ставки и способом определения налоговой базы, к которой эта ставка должна применяться. Твердые ставки применяются к налоговой базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

Еще по теме  Проверка двигателя на угон по номеру

В 2012 году существовала проблема несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 1 января 2012 года для газового конденсата действовавшая ранее адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

29 ноября 2012 года был опубликован Федеральный закон от 29.11.2012 № 204-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»[2], который исправил указанное выше несоответствие. При этом закону была придана обратная сила.

Кто признается налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых

Вопрос несоответствия налоговой ставки и налоговой базы по газовому конденсату в 2012 году стал предметом судебного разбирательства. 16 июля 2013 года Конституционный Суд РФ в определении № 1173-О указал, что данная ситуация не нарушает Конституции РФ. Вопрос рассогласования должен быть разрешен арбитражными судами путём толкования.

Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по
своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.

Видами добытого полезного ископаемого являются:

  • горючие сланцы;
  • уголь (антрацит и пр.);
  • торф;
  • углеводородное сырье (включая нефть, газ, газовый конденсат, метан);
  • товарные руды черных, цветных и редких металлов;
  • многокомпонентные комплексные руды;
  • полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые при дальнейшей переработке;
  • горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные
    породы и другие);
  • горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц, кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит,
    слюда-осковит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие);
  • битуминозные породы;
  • сырье редких металлов (рассеянных элементов) — в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий;
  • неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк, известковый камень, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень
    строительный,  облицовочные камни, мергели, глины, другие);
  • кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
  • природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
  • концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов:
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;
  • сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Подробнее (п.2 ст. 337 НК РФ)

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее
25-го числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Коды классификации доходов бюджета

В пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ приведено общее определение добытого полезного ископаемого, а в пункте 3 — специальное, применяемое в особых случаях. Общее определение указывает 3 признака добытого полезного ископаемого:

  • это продукция горнодобывающей промышленности (соблюдение этого признака проверяется по Классификатору видов деятельности (например, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
  • оно содержится в извлеченном из недр минеральном сырье (этот признак задает минимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое — должно быть отделено от горного массива, то есть от недр)
  • это первая продукция, для которой предусмотрен стандарт (этот признак задает максимальный объем операций, которому должно быть подвергнуто добытое полезное ископаемое).

Для иллюстрации рассмотрим пример с известняком, который добывается из карьера и перерабатывается в щебень на дробильной установке. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) относит и известняк, и щебень к разделу «08 Продукция горнодобывающих производств прочая», то есть по одному только первому критерию невозможно определить, какое из рассматриваемых веществ не является добытым полезным ископаемым.

И отколотый в карьере известняк, и уж тем более щебень, который является раздробленным известняком, отвечают также и второму критерию. И на известняк, и на щебень существуют национальные стандарты (на известняк — это ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ.

Технические требования и методы испытаний»), но известняк является первой в производственном цикле продукцией, соответствующей стандарту, а значит он и должен признаваться добытым полезным ископаемым. То есть добыча заканчивается в момент получения известняка, а его дробление будет являться переработкой, которая, по общему правилу, никогда не осуществляется вместе с добычей.

Существуют ситуации, когда общее определение добытого полезного ископаемого не применяется. Во всех таких ситуациях имеет место совмещение добычных и перерабатывающих операций в единый процесс. Например, полезные компоненты руды растворяются и выкачиваются через скважины или драга черпает породу и перерабатывает ее в концентрат.

И одним из таких случаев является добыча полезных ископаемых из пород вскрыши. Вскрыша, которая представлена скальными породами, может быть переработана в щебень, и тогда именно щебень (а не вскрыша) будет признана добытым полезным ископаемым, но при условии, что такая переработка отнесена в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.

Помимо определений добытого полезного ископаемого в статье 337 Налогового кодекса РФ приведен перечень видов полезных ископаемых, разделенных на группы. Такое разделение решает 2 задачи:

  • позволяет законодателю в отдельных случаях уточнить, какое состояние минерального сырье является добытым полезным ископаемым (например, для металлов указано, что это товарные руды, а не концентраты; а для золота, наоборот, указано, что добытым полезным ископаемым могут быть и концентраты)
  • позволяет задавать налоговые ставки сразу для целых групп

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае). Для нефти, природного газа, газового конденсата, угля и многокомпонентных руд, добываемых в Красноярском крае, налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Количество добытого полезного ископаемого определяется чаще всего либо прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) методом, либо косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. На практике налогоплательщики очень часто ошибаются в выбранном методе.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В 2012 году возникла юридическая неопределённость, что является налоговой базой для газового конденсата. Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество[1].

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на
участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.
Еще по теме  Налог с уплаченных процентов по ипотеке

Стоимость добытого полезного ископаемого

=

Количество добытого полезного ископаемого

*

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого

=

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого

Количество реализованного добытого полезного ископаемого


или


Стоимость единицы добытого полезного ископаемого

=

Расчетная стоимость полезного ископаемого

Количество добытого полезного ископаемого

Выручка от реализации полезных ископаемых

=

Цена без учета НДС и акциза

Сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения
перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового
периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом

    (с помощью измерительных средств и устройств)
  • косвенным методом

    (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)

В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного
ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь. Налогообложению подлежитрасчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).

Особенности налогообложения нефти

^К началу страницы

рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Налогообложению подлежит нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.

Налоговая ставка – специфическая, установлена в рублях за 1 тонну.

При этом ставка налога умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи
нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 НК РФ.

Подпунктами 9, 20 и 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ предусмотрены основания налогообложения нефти по ставке НДПИ 0 рублей.

^К началу страницы

Налоговая ставка – твердая, умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс).

Налоговая ставка, установленная для газового конденсата, умножается также на корректирующий коэффициент Ккм.

При расчете налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя Еут и коэффициента Кс суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).

Подпунктами 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ предусмотрены основания налогообложения природного газа и газового конденсата по ставке НДПИ
0 рублей.

^К началу страницы

Налоговая ставка — специфическая, в рублях за 1 тонну в зависимости от вида (антрацита, угля коксующегося, угля бурого и иного угля).

Ставки корректируются на:

  • коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал, и учитывающие изменение цен на уголь в Российской Федерации за предыдущий квартал.
  • коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 343.1 НК РФ предусмотрено уменьшение налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и
охраны труда. По своему выбору налогоплательщик может учесть указанные расходы как налоговый вычет по НДПИ либо учесть их при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с Главой 25 НК РФ.

Предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр, и коэффициента Кт, определяемого в соответствии со статьей 343.1 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Значение коэффициента Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

^К началу страницы

(Учет драгоценных металлов и их концентратов осуществляется недропользователями в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»(ссылка)
и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей
отчетности»).

Существуют и особенности оценки стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Оценка производится, исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом
периоде цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

При этом стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется исходя из доли содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого (отношение количества добытого полезного ископаемого
в пересчете на химически чистый металл к количеству добытого полезного ископаемого — концентрата (полупродукта)) и стоимости единицы химически чистого металла.

Участниками регионального инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованию, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации,
и направленного на добычу полезных ископаемых, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития
в Российской Федерации», начиная с налогового периода, в котором организация внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов или получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития соответственно,
применяется коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), в размерах определенных статьей 342.3 и статьей 342.3-1 Налогового кодекса Российской Федерации.

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются (ст. 336 НК РФ):

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

  • общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • метан угольных пластов.

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином «налоговая льгота». Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены для угля (добытого после 1 апреля 2011 года) и нефти, добытой после 1 января 2012 года на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или Республики Башкортостан.

Еще по теме  Компенсация за неиспользованный отпуск: расчет — СКБ Контур

Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причём для нефти есть как понижающие коэффициенты — Кв, Кз, так и повышающий — Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент.

Изъятия из объекта налогобложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем.

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Особенности налогообложения газа горючего природного и газового конденсата

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

^К началу страницы

^К началу страницы

Особенности налогообложения угля

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Особенности налогообложения драгоценных металлов

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

^К началу страницы

Часто задаваемые вопросы

В соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых и рассчитывается в соответствии
с п. 1 ст. 340 настоящего Кодекса одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что определение налоговой базы по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых применяется исключительно в случае,
    если они налогоплательщиком не реализуются. Так как добытые организацией, о которой идет речь в ситуации, полезные ископаемые не реализуются, а используются для дальнейшей переработки, то налоговая база по НДПИ определяется исходя из расчетной
    стоимости добытых полезных ископаемых.

Если организация из собственных отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств извлекает полезные ископаемые, то для того, чтобы не платить НДПИ нужно подтвердить факт, что налог при добыче полезных ископаемых из недр был уже уплачен (

подп. 4 п. 2 ст. 336 НК

). Однако есть исключение из правил. НДПИ все же придется заплатить, если добыча полезных ископаемых из отходов подлежит
отдельному лицензированию (

п. 1 ст. 336 НК)

.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже зависит от вашего региона (69 Тверская область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

В настоящее время отсутствуют региональные особенности исчисления и уплаты налога

Информация ниже зависит от вашего региона (38 Иркутская область)

Региональный перечень полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным  полезным ископаемым на территории Иркутской области, утвержден

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Информация ниже зависит от вашего региона (30 Астраханская область)

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения по НДПИ являются:

  •  полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, на участке недр, предоставленном плательщику в пользование.

Налоговой базой по НДПИ (за исключением нефти) является стоимость добытых полезных ископаемых, которая определяется в соответствии со ст. 340 гл. 26 НК РФ.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из способов:

  1. исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
  2. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Постановлением Главы Администрации Астраханской области от 15.07.1999 № 248 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Астраханской области» утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых, добываемых на территории Астраханской области: глина, гипс, гравий, гравийно – песчаные материалы, опока, известняк, песок, песчаник, суглинок.

Налогообложение общераспространенных полезных ископаемых, соли природной производится по ставке 5,5% от стоимости добытых полезных ископаемых.

Налогообложение при добыче минеральных вод производится по ставке 7,5% от стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база для нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, горючего природного и попутного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто (за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами).

446 х Кц х Кв х Кз (Кв рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, Кз – коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр); налоговая ставка за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья – 590 рублей (за период с 1 января по 31 декабря 2013 года);

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Налог подлежит уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Обязанность представления налоговой декларации по НДПИ возникает у налогоплательщика начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые декларации представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Сроки уплаты налога: налог на добычу полезных ископаемых уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Министерством природных ресурсов РФ (приказ № 35-р), Правительством Астраханской области (приказ № 319-пр) утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области (в ред. распоряжения Минприроды РФ № 41-р, Правительства Астраханской области № 511-пр от 28.11.2011), это: алевролиты, аргиллиты, гипс, глины, гравий, гравийно –песчанные породы, известняки, мергель, опока, пески, песчаники, суглинки, сапропель.

Информация ниже зависит от вашего региона (18 Удмуртская Республика)

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992года «2395-1 «О недрах» распоряжением Минприроды России и Правительства Удмуртской Республики от 13.04.2009 г. № 18-р/266-р, (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2009 N 13858, источник публикации «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 22, 01.06.2009 г., начало действия – 12.06.2009 года) утвержден

До 12 июня 2009 года на территории республики действовал Перечень общераспространенных полезных ископаемых, утвержденный совместным постановлением Роскомнедр и Госгортехнадзора России от 8 июля 1993 года № 25/21,

Согласно реестру организаций, имеющих действующие лицензии на пользование участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в настоящее время на территории республики ведется добыча следующих общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ): песчано-гравийная смесь (ПГС), торф, песок, известняк, глина, суглинок.

При администрировании налога на добычу полезных ископаемых необходимо помнить следующее.

Общераспространенные полезные ископаемые – песчано-гравийная смесь, песок, известняк, глина, суглинок – относятся к неметаллическому сырью, используемому в основном в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ); ставка НДПИ по ним установлена пунктом 2 статьи 342 НК РФ в размере 5,5 %.

Пунктом 2 статьи 342 НК РФ установлены ставки НДПИ по торфу -4 %.

Управление по недропользованию по Удмуртской Республике (далее — Управление), сокращенное наименование — Удмуртнедра, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Удмуртской Республики, и создано как Территориальное агентство по недропользованию по Удмуртской Республике Приказом Федерального агентства по недропользованию 20.08.2004 N 164.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 N 58 переименовано в Управление по недропользованию по Удмуртской Республике.

Управление осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • Принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  • Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами.
  • Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
  • Установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Информация ниже зависит от вашего региона (27 Хабаровский край)

Органы лицензирования:

Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (Дальнедра) – по твердым полезным ископаемым.

Министерство природных ресурсов Хабаровского края.- по общераспространенным полезным ископаемым.

 

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.