Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Законопроект Минтранса разделил водителей на профессионалов и любителей

Разделы права

Затраты для такси

Министерство транспорта РФ разработало законопроект, с помощью которого намеревается повысить «профессиональное мастерство водителей, осуществляющих коммерческие перевозки или работающих по найму».

Минтранс разрабатывает проект еще с 2017 года (в паспорте указана дата создания — 17 июля 2017 года). Первый вариант предлагаемых реформ, по оценкам Минэкономики, оценивали в 13 млрд рублей. Новый вариант выставлен после доработки на общественные слушания, которые завершаются сегодня. Если на этот раз проект снова не затормозят, после подготовки заключения по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия его направят на рассмотрение правительства, где текст нового документа сформируют уже окончательно.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Как пояснили «Реальному времени» в Минтрансе России, изменения коснутся водителей такси, автобусов, грузовых автомобилей, а также водителей легковых автомобилей, осуществляющих перевозки по заказу и являющихся работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме водительских удостоверений, таким водителям будет необходимо иметь документ о квалификации.

В министерстве уверены, что для профессиональной деятельности у водителей недостаточный уровень подготовки, и ссылаются на позицию Российского автотранспортного союза как представителя работодателей. По их словам, союз «отмечает необходимость пересмотра программ подготовки профессиональных водителей в части усиления практического обучения вождению во внештатных ситуациях, дополнения программ отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса, блоками обеспечения транспортной безопасности при перевозке пассажиров и грузов».

В министерстве уверены, что для профессиональной деятельности у водителей недостаточный уровень подготовки. Фото Олега Тихонова

В опрошенных нами службах такси с недоумением встретили информацию о потенциальной необходимости переобучать своих водителей.

«Все это выглядит как очередная не нужная никому, кроме автошкол, схема с коррупциогенным фактором — плата за дополнительную бумажку», — говорит пресс-секретарь сервиса такси «Максим» Павел Стенников. Он уверен, что мера не принесет повышения уровня безопасности, а «усложнения и дополнительные сборы с таксистов негативно отразятся на легальности рынка».

«Безопасность на дорогах одинаково касается всех водителей. Правила дорожного движения одни для всех. Делить водителей на любителей и профессионалов бессмысленно. Опыт приходит со временем — просто надо лучше готовить водителей в автошколах и делать безопаснее дороги», — добавляет Стенников.

Подобная инициатива ставит дополнительный барьер для входа в сферу перевозок, уверена руководитель пресс-службы такси «Везет» Зоя Австрийская.

Собеседница издания отмечает, что агрегаторы такси выдвигают дополнительные требования к уровню сервиса, а дополнительные затраты на получение специальных удостоверений только снизят количество перевозчиков. «Недостаток предложения (водителей, готовых принимать заказы), по рыночным законам, приводит к увеличению стоимости услуги», — считает Австрийская.

Еще по теме  Отказ водителя от медосвидетельствования чем грозит и можно ли вернуть права

Представитель «Яндекс.Такси» Наталья Рогожина отметила, что рано говорить о законопроекте, пока он не стал законом.

Лейсан Набиева

По легкому пути

Позволю предложить свою версию объяснения. До 1968 года органами МВД выдавались водительские удостоверения шофера-любителя с одновременным проставлением штампа «Без права работы по найму», а затем, после стажировки, набора стажа, присвоения класса, выдавалось удостоверение шофера-профессионала. В 1968 году СССР присоединился к Венской Конвенции о дорожном движении, которая устанавливала единые для всей Европы требования к водительским удостоверениям. Так в нашей стране исчезло понятие шофер-любитель. Исчезло из документов, но не из сознания людей.

Шло время. Европа добилась значительных успехов в борьбе за безопасность дорожного движения. Мы в это время откровенно топтались на месте. Да и сейчас находимся в положении весьма незавидном, занимая по этому показателю последнее Европейское место в компании с Украиной, Молдовой, Албанией и Румынией.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В общем-то позор. Руководство страны требовало немедленного прогресса в этой области. Нужно было что-то делать. Быстро построить хорошие дороги нереально. Ужесточить контроль на дорогах — затратно, да и хлопотно. Воспитывать население в уважении к ПДД — явно нереалистичная в условиях всеобщего правового нигилизма, задача. Стоп.

А что у нас с подготовкой водителей? Вот же где неисчерпаемые резервы. Плохо подготовленные выпускники автошкол — вот наша основная беда. Вот что можно без особенных усилий улучшить, углубить, подтянуть, поправить. Надо только приказать автошколам повысить уровень подготовки и цель будет достигнута.

А что ж не подправить? Легко. Давайте поднимем подготовку всех водителей еще в автошколе до уровня профессионалов. Объявим всеобщее профессиональное обучение. Все будут классными мастерами сразу после автошколы. Нам еще Европа позавидует.

Сказано — сделано. В 2013 году в Закон «О безопасности дорожного движения» была внесена специальная статья, которая так и называлась «Условия получения права на управление транспортными средствами», которая начиналась словами: «1. К сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение».

И все бы ничего, да только в соответствии с другим законом — «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение заканчивается обязательным присвоением профессии, в данном случае профессии «водитель». И неважно — будешь ты работать водителем, или будешь только возить тещу на дачу. Все равно — водитель-профессионал.

Может работать в этом качестве. Ах нет, извините, не может. Он, хоть и водитель-профессионал, а водительского удостоверения у него еще нет. Его еще только можно допустить к экзаменам в ГИБДД. А там, сдаст их водитель-профессионал или не сдаст — это уж как пойдет. Может так и останешься водителем-профессионалом без водительского удостоверения.

Несусветная глупость нововведений 2013 года была очевидна всем, кроме его авторов, но, поскольку оно подавалось под лозунгом борьбы за безопасность на дорогах, все возражающие автоматически зачислялись чуть ли не враги государства, не желающие своей стране светлого будущего. И, естественно, их аргументы отметались с порога.

Еще по теме  Консультация юриста по авторскому праву

Вернуть как было

Прошло 4 года. Выяснилось, что вся так называемая «профессиональная подготовка», по сравнению с ранее существовавшей, свелась в основном к принудительному изучению предметов «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом«; и «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» общим объемом 14 учебных часов.

Естественно, абсолютное большинство слушателей автошкол эти занятия напрочь игнорировали. Но на бумаге все выглядело пристойно, начальству отрапортовали, что все хорошо. Вот только лучше на дорогах не стало. И поняло начальство, что допущена стыдная ошибка и повелело, наконец, всерьез разделить водителей на профессионалов и просто пользователей автомобиля.

Кстати, в Европе, у которой нам не грех поучиться достижению высокого уровня безопасности на дорогах, категорически запрещена профессиональная деятельность водителя без соответствующего серьезного дополнительного, по сравнению со всеми остальными, обучения и без соответствующей аттестации.

Так что, происходящая сейчас попытка разделить водителей на две категории — профессионалов и пользователей, это просто попытка вернуться к здравому смыслу. Инициативу, что абсолютно логично, взял на себя Минтранс. Обратите внимание. Против выступают только авторы пока еще действующего сейчас положения – Минобразования, так называемая «Межрегиональная ассоциация автошкол» и, частично, ГИБДД. Все остальные, в том числе и «Национальный союз ассоциаций автошкол» — за.

Вот и газета «Коммерсант», поместившая обзорную статью под заголовком «Минэкономики тормозит реформу транспортной отрасли», на самом деле в тексте упоминает, что документ «концептуально» поддерживается упомянутым ведомством. А что касается конкретных замечаний по порядку реализации предложений Минтранса, так для того и вынес Минтранс свое предложение на публичное обсуждение, что безусловно делает ему честь. Остается надеяться, что здравый смысл, вкупе с тщательной проработкой предложения Минтранса возобладает.

Рядовые автомобилисты

— Например, нормативное правовое обеспечение пассажирских перевозок автомобильным транспортом, диспетчерское руководство работой такси на линии, принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов, перевозка грузов в контейнерах и пакетами, технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей и иные (которые в настоящее время изучаются кандидатами в водители транспортных средств категории «В»).

Еще по теме  Штраф за езду без прав в 2019 году на автомобиле, мотоцикле, мопеде и скутере

Шатов согласен, что для тех, кто занимается любого рода коммерческими перевозками, нынешнего уровня преподавания в автошколах недостаточно: «Врачи повышают квалификацию регулярно, а почему водитель, который 30 лет назад через пень-колоду отучился в автошколе, когда все поменялось, автомобили, дорожное движение, — почему знаний 30-летней давности должно быть достаточно? Опять же, занятия, которые проводятся на транспортных предприятиях, часто проводятся для галочки».

В министерстве отмечают, что автошколам не уделяется должного внимания, то есть «качество знаний кандидатов» в профессиональные водители снижается, «в то время как кандидаты в водители, не планирующие заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью, неэффективно используют отведенное для учебного процесса время».

«Правила для всех одни»

Законопроект Минтранса разделил водителей на профессионалов и любителей

По словам Шатова, качественное обучение может компенсироваться в дальнейшем сокращением убытков на ремонт, связанных с ДТП. «Это обучение вводится не случайно — для повышения безопасности пассажиров и грузов, и в конечном счете, по идее, это должно привести к экономии. Потому что снизить аварийность в 2—4 раза на предприятии возможно — но за счет реального обучения», — добавляет он.

Напротив, региональный представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин признался, что не понимает, из каких побуждений появилась инициатива: «Мне кажется, это делать не нужно: водитель на дороге общего пользования не должен быть любителем, он должен в любом случае быть профессиональным водителем, чтобы не нести угрозу для других».

Другое дело — повышение квалификации для тех, кто занимается коммерческими перевозками, продолжает собеседник. «Это должно быть для водителей большегрузов и так далее, потому что появляются различные нововведения. Правда, за счет работодателя», — добавляет он.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

С ним согласен Владимир Капитонов, директор ООО «Агромир», которое обслуживает автобусный маршрут №62: «Правила дорожного движения для всех одни. Автомобиль — это средство повышенной опасности. Водительское удостоверение единого образца — независимо, любительское или профессиональное».

«Безопасность на дорогах одинаково касается всех водителей. Правила дорожного движения одни для всех. Делить водителей на любителей и профессионалов бессмысленно. Опыт приходит со временем — просто надо лучше готовить водителей в автошколах и делать безопаснее дороги», — добавляет Стенников. Фото Олега Тихонова
Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.