Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Установлена ответственность за неуплату экологического сбора в 2020 году

Разделы права

Что представляет собой экологический сбор?

Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:

  1. Самостоятельное проведение утилизации. Мероприятие должно соответствовать всем нормам. Отходы утилизируются на специально отведенных для этого объектах. Альтернативный вариант – поручить эту работу специализированным фирмам.
  2. Отсутствие мер по утилизации, предполагающее выплату экологического сбора.

То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.

ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.

ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.

Экологический налог повысит расходы ритейлеров?

Согласно редакции разработанного Минфином законопроекта, новый экологический налог заменит действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Существующие в настоящий момент экологический и утилизационный сборы предлагается заменить «Единым утилизационным сбором». Сейчас законопроект проходит публичные обсуждения и антикоррупционную экспертизу.

Разъясняя инициативу, Минфин отметил, что введение дополнительных экологических платежей не планируется. Главная цель — сделать процесс их уплаты более систематизированным, прозрачным и удобным. По заверению регулятора, ставки не изменятся, устанавливать их по-прежнему будет Росприроднадзор.

Главное изменение связано с тем, что собирать налог теперь будет Федеральная налоговая служба, которая умеет делать это эффективно. Опять же, ответственность за неуплату налогов существенно строже.

Безусловно, ведомство планирует увеличить поступления в бюджет, ведь в последние несколько лет сборы от платы за негативное воздействие на окружающую среду постоянно снижаются.

Помимо того, что бизнес негативно встречает инициативу введения новых налогов, эксперты опасаются сложностей с отчетностью из-за смешения в законопроекте платежей с разными целями и механизмами отчисления. Также в законопроект не перенесены положения о возможности самостоятельной утилизации, которая в настоящее время освобождает от уплаты экологического сбора.

Законодательная база по экологическому сбору

При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:

  • Постановлением №2491 от 1 декабря 2015 года (нормативы).
  • Постановлением Правительства №284 от 9 апреля 2016 года (ставка).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:

  • Экономическое положение страны.
  • Класс опасности отходов.
  • Сложность утилизации.

Установлена ответственность за неуплату экологического сбора в 2020 году

Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.

Ставки

Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:

  • Текстильная продукция и ковры – 16 304.
  • Одежда – 11 791.
  • Товары из дерева – 3 066.
  • Бумага (в том числе, упаковки из нее) – 2 378.
  • Канцелярские и хозяйственные товары – 2 378.
  • Нефть и нефтепродукты – 3 431.
  • Товары из резины – 8 965.
  • Товары из пластика – 3 844.
  • Жалюзи, товары из строительного пластика, рамы – 4 701.
  • Товары из стекла – 2 858.
  • Полые стеклянные изделия (к примеру, бутылки) – 2 564.
  • Металлическая тара – 2 423.
  • ПК, оргтехника, бытовая техника, фото- и видеоаппаратура – 26 469.
  • Приборы для освещения – 9 956.
  • Шины и покрышки – 7 109.
  • Ручной инструмент – 26 469.
  • Газеты и журналы – 2 378.

Ставка указана в рублях за тонну продукции.

Изменения в 2019 году.

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Еще по теме  Снижение ставки по действующей ипотеке ВТБ в 2020 году на сегодня

Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.

Сумма штрафа составляет в отношении:

  • должностных лиц — от 5 000 до 7 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб.

Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15.04.2019. По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена. В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.

Напомним, что действующая форма расчета экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, в решениях «1С:Предприятие 8» реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Подготовлены . В частности, предполагается, что Раздел 2 «Расчет суммы экологического сбора» будет состоять из подразделов:

  • 2.1 «Расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров)»;
  • 2.2 «Расчет суммы экологического сбора упаковки»;
  • 2.3 «Итоговая сумма экологического сбора».

В расчетных таблицах подразделов предусмотрена колонка для примечаний. Кроме того, .

За неуплату (несвоевременную уплату) экологического сбора налагается административный штраф (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

  • на должностных лиц организаций – в размере от 5 000 до 7 000 руб.;

  • на индивидуальных предпринимателей – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 250 000 руб.;

  • на организации – в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки), но не менее 500 000 руб.

Росприроднадзор (его территориальный орган) выставит плательщику требование погасить задолженность (п. 25 Правил взимания экологического сбора).

Если требование не будет исполнено в течение 15 календарных дней с даты его получения, экологический сбор взыщут в судебном порядке.

Функции администрирования экологического сбора возложены на Росприроднадзор.

Основание: Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ

Первый раздел формы останется тем же, что и в действующей форме, второй предлагают разбить на три блока:

  • расчет суммы экологического сбора товаров (без упаковки товаров);

  • расчет суммы экологического сбора упаковки;

  • итоговая сумма экологического сбора.

В отношении готовых товаров, добавится графа: «Примечание». В этой графе предлагается отражать сведения о товарах, не готовых к употреблению, в том числе:

  • о товарах, которые исключаются из декларируемого количества;

  • о товарах, упаковке, в отношении которых производитель, импортер не обязан выполнятьнормативы утилизации;

  • другая информация на усмотрение организации, заполняющей форму.

В отношении упаковки скорректируют графы наименования и кода и тоже добавят графу «Примечание». Последний блок второго раздела «Итоговая сумма экологического сбора» будет состоять из трех строк с суммарными данными.

Установлена ответственность за неуплату экологического сбора в 2020 году

Основание: Проект Приказа Росприроднадзора»О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488″(по состоянию на 19.06.2019) (подготовлен Росприроднадзором).

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Производитель и импортер несут ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной в РФ продукции в конце ее жизненного цикла. Это называется Расширенной ответственностью производителя (РОП). Обязанность производителя или импортера товаров по их утилизации считается исполненной либо со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, либо со дня уплаты экологического сбора. Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ и подлежащих утилизации товаров должны были быть поданы  до 1 апреля 2019 года.

В 2018 году ряд положений РОП изменились:

  • Одно из ключевых новшеств — учет количества товаров и упаковки, подлежащих утилизации, необходимо вести на основании их проданного количества.
  • В перечень субъектов РОП включили тех, кто ввозит товары и упаковку из государств — членов ЕАЭС.
  • Теперь подтверждать выполнение нормативов утилизации нужно, включая в отчетность сведения о договорах на утилизацию отходов и (или) об акте утилизации с подрядчиками.
  • Еще одно важное нововведение 2018 года заключается в том, что исполнять РОП по многооборотной упаковке должен ее производитель или импортер.
  • Появились новые формы отчетности.

При подготовке отчетности необходимо учесть расширение Перечня № 2970-р и новые нормативы утилизации, установленные на 2018–2020 годы. Новый перечень включает 2 самостоятельных раздела — товары и упаковки товаров — и содержит 54 группы.

Еще по теме  Новый порядок возмещения расходов из фсс в 2020 году

Минприроды внесло на рассмотрение законопроект о введении штрафов для предприятий, которые не платят экологический сбор.  В соответствии с предлагаемыми поправками к статье 8.5 КоАП РФ, штрафы за нарушения при оплате экосбора увеличиваются до 100–250 тыс. рублей. При этом у надзорных органов появляется возможность остановить деятельность предприятия компании-нарушителя на срок до 90 дней. Законопроект находится на рассмотрении.

Деревянная тара подлежит утилизации, либо компании нужно уплатить экологический сбор. Рассмотрим пример расчета экосбора для 10  тысяч деревянных паллет в год.
Сумма сбора рассчитывается так.

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора для паллет

3 066 руб.

×

Масса или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах, для паллет в 2019 году

15%

Сумма экологического сбора с 1 тонны паллет за 2019 г. = 3 066 руб х 1т х 0,15 = 460 руб. Вес одной деревянной паллеты — 25 кг.

Значит сумма сбора за 1 паллету составит 0,613 х 25 = 12 руб.

За 2019 год за 10 тысяч паллет экосбор будет равен 120 000 руб.

В 2020 году норматив утилизации вырастет до 20% .И сумма экосбора с 1 тонны составит уже 613,2 руб. и 15,33 руб. за 1 паллету.

Общая сумма экосбора за 2020 год вырастет до 153 300 руб.

Очевидно, что производители паллет будут закладывать повышающийся экосбор в стоимость своей продукции, что, в конечном счете, повлияет на цены товаров на полке и на продажи.

Сэкономить расходы на оборотную тару и, что важно, остановить рост издержек можно, если не покупать паллеты, а арендовать их. В России на сегодняшний момент немного поставщиков такой услуги. Тем более немного таких поставщиков, которые помимо предоставления паллет в аренду способны обеспечить полный комплекс услуг по обслуживанию и возврату оборотной тары из сетей. Такой полный комплекс услуг называется пулингом многооборотной тары.

Рассчитываем размер экологического сбора

Установлена ответственность за неуплату экологического сбора в 2020 году

ЭС = С * М * Н

  • С – ставка;
  • М – масса утилизируемых товаров;
  • Н – норматив переработки.

ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.

Пример расчета

7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.

7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.

Кто уплачивает ЭС?

Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.

Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:

  • Фирма утилизирует отходы за пределами страны.
  • Компания утилизирует товары в пределах принятых нормативов.

Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.

Как работает пулинг?

Пулинг паллет — это система оборота тары, при которой компания берет паллеты в пользование, а не покупает их. Этот сервис позволяет снизить затраты на сортировку, ремонт и хранение паллет, погрузочно-разгрузочные работы. Услугу пулинга в России предоставляет компания CHEP (ЧЕП).

По данным CHEP, разница между затратами при пользовании собственными и оборотными паллетами составляет от 17 % до 30 %. Для экспортеров также будет важно, что арендованная тара не принимается на баланс компании и не увеличивает объем налоговой базы.

Установлена ответственность за неуплату экологического сбора в 2020 году

Система оборота тары работает так. CHEP (ЧЕП) доставляет нужное количество паллет на производственный объект, где на паллеты упаковывают товар. Затем груженые паллеты отправляются в сети или в дистрибьюторские центры. Освободившиеся паллеты CHEP (ЧЕП) забирает самостоятельно, а затем доставляет их в свой центр обслуживания для проверки, очистки, ремонта и при необходимости утилизации. Сегодня компания CHEP (ЧЕП) работает в 60 странах мира и сохраняет право собственности на паллеты также при пересечении границ.

В свете нового налога пулинг очень выгоден для компаний. Он позволяет остановить рост издержек за счет фиксированной годовой арендной ставки, которая в меньшей степени  подвержена колебаниям из-за изменений налогового законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Резюмируя разговор об экологии, стоит добавить, что система оборота тары — это возможность не только сократить расходы участникам рынка, но и лесные богатства. Благодаря многократному использованию оборотной тары CHEP (ЧЕП) в 2018 году клиентам компании удалось сохранить 1,7 млн деревьев.

Еще по теме  Антимонопольное законодательство

За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф

ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.

Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.

Новые штрафы за непредставление экологической отчетности

Как меняется законодательство об экосборе и утилизации?

Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. В ней нужно прописать объем производимых или импортированных изделий, а также упаковки.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки. Если часть товаров была утилизирована, нужно также известить об этом Росприроднадзор.

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.

ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.

Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.

ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб.

  • ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  • ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  • ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП – от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц – от 70 000 до 150 000 руб.

shutterstock_315331889-1.jpg

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб., в отношении ИП – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

В новой статье 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций налагается штраф в отношении:

  • должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
  • ИП — от 50 000 до 70 000 руб.;
  • юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Если отчетность представлена не в неполном объеме или в ней содержатся недостоверные сведения, за это предусмотрен следующий штраф в отношении:

  • должностных лиц — 3 000 до 6 000 руб.;
  • ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.;
  • юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.
Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.