Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Служба внутреннего аудита: цели, задачи и принципы функционированияТекст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Разделы права
Содержание
  1. Что можно и чего не следует ожидать от внутреннего аудита?
  2. Примерная форма положения о системе внутреннего аудита открытого акционерного общества 1. основные положения
  3. Цели и функции системы внутреннего аудита
  4. Принципы и методы осуществления внутреннего аудита
  5. Права и обязанности сотрудников в рамках осуществления внутреннего аудита
  6. Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита
  7. Подотчетность и ответственность сотрудников отдела внутреннего аудита
  8. Организация проведения проверок и порядок формирования и рассмотрения их результатов
  9. Разработка, порядок утверждения, внесения изменений и дополнений в настоящее положение
  10. Какими качествами и навыками должен обладать внутренний аудитор?
  11. Какова роль внутреннего аудита в вопросе управления рисками?
  12. Общая программа аудита
  13. Организация работы отдела внутреннего аудита
  14. Особенности организации отдела внутреннего аудита
  15. Проверка операций по учету тмц
  16. Требования к организации работы отдела внутреннего аудита
  17. Этапы проверки по циклам хозяйственных операций

Что можно и чего не следует ожидать от внутреннего аудита?

Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем компании. Например: 1) внутренний аудит не может ликвидировать или идентифицировать все случаи человеческих ошибок или злоупотреблений, но может минимизировать их вероятность и увеличить вероятность их скорого обнаружения посредством аудита систем/процедур; 2) внутренний аудит не может аудировать каждый бизнес-процесс каждый год, но может оптимизировать выбор проверяемых бизнес-процессов на основе системного подхода к оценке рисков; 3) внутренний аудит не должен разрабатывать процедуры для подразделений/отделов компании, поскольку это отрицательно влияет на независимость внутреннего аудита, но может анализировать процедуры, разработанные другими подразделениями/отделами, на предмет их эффективности в рамках системы внутреннего контроля предприятия.

Примерная форма положения о системе внутреннего аудита открытого акционерного общества 1. основные положения

Положение о системе внутреннего аудита устанавливает правила организации внутреннего аудита на предприятии.

Главная цель разрабатываемого положения — определение задач, функций, методов и порядка осуществления внутреннего аудита ведения финансово-хозяйственных операций.

Система внутреннего аудита предприятия включает следующие элементы:

  • положение о системе внутреннего аудита;
  • положение о ведении налогового учета;
  • учетная политика;
  • положение о документообороте;
  • компьютерная система учета и обработки данных;
  • автоматизированная система налогового учета;
  • использование утвержденных регистров налогового учета;
  • информационное обеспечение деятельности бухгалтерских и финансовых служб (периодическая литература, справочно-информационные электронные базы);
  • положение о материально ответственных лицах;
  • приказы о материальной ответственности с сотрудниками, работающими в местах хранения ТМЦ;
  • должностные инструкции;
  • инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов;
  • приказ о составе лиц, имеющих право подписи финансовых документов и документов об отпуске ТМЦ;
  • приказ о составе лиц, имеющих право приобретать ТМЦ за наличный расчет;
  • приказ о перечне материалов, завозимых, минуя склад (транзитом);
  • положение о системе нормирования материальных и трудовых ресурсов;
  • приказ о постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
  • приказ о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;
  • приказ о постоянно действующей комиссии по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств.

Цели и функции системы внутреннего аудита

2.1. Внутренний аудит осуществления финансово-хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского и налогового учета в ОАО внедряется в целях:

2.1.1. Обеспечения соблюдения всеми сотрудниками, ответственными за формирование внутренней и внешней отчетности о финансово-хозяйственной деятельности ОАО, требований российского бухгалтерского и налогового законодательства, а также внутренних документов, определяющих и регулирующих деятельность ОАО.

2.1.2. Обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей).

2.1.3. Обеспечения соблюдения законодательства по налогам и сборам и формирования достоверной информации для исчисления налогов и сборов.

2.1.4. Обеспечения контроля за своевременным принятием мер по исправлению выявленных нарушений в ведении бухгалтерского и налогового учета.

2.2. Функции внутреннего аудита включают:

  • проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверки соответствия внутренних распоряжений и приказов нормативным правовым актам;
  • проверки систем бухгалтерского учета, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверки бухгалтерской и оперативной информации, используемой для составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверки точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • проверки своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • создание условий для предотвращения ошибок и искажений;
  • проверки деятельности различных звеньев управления;
  • оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в структурных подразделениях ОАО;
  • проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества ОАО;
  • работу над совершенствованием системы внутреннего контроля и контроль за отдельными элементами ее структуры;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков.

Принципы и методы осуществления внутреннего аудита

3.1. Основными принципами осуществления внутреннего аудита являются:

3.1.1. Регулярность. Осуществление функций внутреннего аудита производится на регулярной основе. Это позволяет создать систему постоянного мониторинга ведения учета финансово-хозяйственной деятельности и снижает риски возникновения ошибок и нарушений.

3.1.2. Гибкость. Отдельные направления проверок и объекты контроля определяются в соответствии с масштабами деятельности, характером операций и сделок, совершаемых ОАО. Это позволяет менять направления проверок, уделять особое внимание особо сложным направлениям и крупным финансово-хозяйственным сделкам.

3.1.3. Полный охват всех направлений деятельности предприятия. Проверки должны осуществляться по всем направлениям деятельности ОАО, объектом проверки может являться любое подразделение и финансово-хозяйственная операция на предмет соответствия налоговому законодательству и экономической обоснованности производимых операций.

3.1.4. Приоритетность проверок по особо сложным направлениям. Проверки могут быть сплошные, выборочные, тематические, комплексные и др. Форма и периодичность проверок определяются исходя из сложности операций, их регулярности, степени влияния на финансовый результат.

3.2. При осуществлении проверок используются следующие основные методы:

3.2.1. Чтение документов, т.е. определение подлинности и правильности оформления документов, а также проверка отражения первичных документов в бухгалтерском учете.

3.2.2. Арифметическая проверка, заключающаяся в оценке арифметической точности данных, отраженных в первичных документах и в бухгалтерском учете.

3.2.3. Сопоставление документов, т.е. сверка документов с документами, оформленными другими подразделениями, для проверки достоверности хозяйственных операций и выявления нарушений и ошибок.

3.2.4. Анализ и оценка формируемой информации, сравнение взаимозависимости финансовой и нефинансовой информации в целях выявления существенных изменений в деятельности организации, необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

3.2.5. Проверка соответствия совершаемых операций действующему законодательству.

Права и обязанности сотрудников в рамках осуществления внутреннего аудита

4.1. Сотрудники, осуществляющие проверки, имеют право:

4.1.1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения все необходимые для проведения проверки документы и копии документов и иной информации, а также любые сведения, необходимые для осуществления контроля.

4.1.2. Определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками ОАО, требованиям действующего законодательства, внутренним документам ОАО, определяющим организацию учета и отчетности, порядок проводимых операций (заключаемых сделок), участвовать в согласовании внутренних документов ОАО.

4.1.3. По необходимости привлекать сотрудников других структурных подразделений для решения задач внутреннего контроля.

4.2. Сотрудники, осуществляющие проверки, обязаны:

4.2.1. Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности бухгалтерии и других подразделений ОАО, а также других контрольных процедур на предмет соответствия их действий требованиям законодательства Российской Федерации, а также внутренних документов ОАО, регулирующих деятельность предприятия.

4.2.2. Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений.

4.2.3. Осуществлять контроль за полнотой, эффективностью и своевременностью исполнения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

4.2.4. Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению.

4.2.5. Своевременно информировать руководство бухгалтерии и дирекцию:

  • обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;
  • обо всех выявленных нарушениях, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;
  • о рекомендуемых мероприятиях для устранения выявленных недостатков;
  • о мероприятиях по устранению допущенных нарушений и результатах их выполнения.

4.2.6. Осуществлять обзор разрабатываемых на предприятии внутренних распорядительных документов и принимать участие в их утверждении на предмет эффективности и адекватности системы внутреннего контроля. Предоставлять рекомендации разработчикам документов.

Требования, предъявляемые к сотрудникам отдела внутреннего аудита

5.1. Руководитель отдела обязан:

  • иметь высшее экономическое образование и аттестат профессионального аудитора;
  • иметь стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее 2 лет;
  • не иметь судимости;
  • знать работу всех подразделений ОАО.

Иные требования, предъявляемые к руководителю отдела, определяются должностной инструкцией.

5.2. Сотрудники отдела обязаны:

  • иметь высшее экономическое образование;
  • стаж работы в области аудита или в подразделениях внутреннего аудита не менее 1 года;
  • не иметь судимости;
  • знать работу подразделений ОАО, проверку которых осуществляют.

Иные требования, предъявляемые к сотрудникам отдела, определяются должностными инструкциями.

Подотчетность и ответственность сотрудников отдела внутреннего аудита

6.1. Отдел внутреннего аудита действует под непосредственным контролем председателя совета директоров и в своей деятельности подчиняется совету директоров ОАО.

6.2. Руководитель отдела докладывает совету директоров ОАО о вопросах, возникающих в ходе осуществления отделом своих функций, и предложениях по их решению, а также представляет эту информацию руководителю ОАО.

6.3. Руководитель отдела должен обеспечивать наличие необходимых для работы отдела ресурсов, а также компетентность и обучение сотрудников отдела.

6.4. Руководитель отдела несет дисциплинарную ответственность в случае неинформирования или несвоевременного информирования председателя совета директоров ОАО о результатах деятельности отдела.

6.5. Ответственность сотрудников отдела за соблюдение настоящего положения и исполнение возложенных задач определяется должностными инструкциями и трудовыми контрактами.

Организация проведения проверок и порядок формирования и рассмотрения их результатов

7.1. Направления проверок, перечень проверяемых вопросов, сроки, порядок осуществления проверок предусмотрены соответствующими стандартами.

7.2. Осуществляемые проверки проводятся в соответствии с рабочими документами, формы и порядок заполнения которых предусмотрены соответствующими стандартами.

7.3. Контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений осуществляется путем:

  • повторных проверок;
  • анализа отчетов ответственных за ведение учета сотрудников об устранении выявленных нарушений;
  • ведения общей базы (сводной таблицы в электронном виде) со всеми замечаниями, выявленными по результатам проверок, и на регулярной основе осуществления контроля за устранением указанных замечаний.

7.4. В течение 2 недель после проведения проверок лицами, в работе которых выявлены нарушения, представляется отчет об устранении указанных замечаний.

Еще по теме  Как проверить квартиру на юридическую чистоту

7.5. В случае выявления в ходе проверки существенных нарушений, т.е. нарушений, которые потенциально могут оказать влияние на финансовое положение предприятия, руководитель отдела внутреннего аудита незамедлительно информирует о выявленных нарушениях руководство ОАО.

7.6. Сотрудники подразделений, ответственных за формирование информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности, должны своевременно представлять запрашиваемые документы, давать устные и письменные разъяснения по вопросам, возникшим в результате проверки.

Разработка, порядок утверждения, внесения изменений и дополнений в настоящее положение

8.1. Настоящее положение утверждается председателем совета директоров ОАО.

8.2. Ответственность за организацию работ по проведению проверок возлагается на руководителя отдела внутреннего аудита.

8.3. В случае вступления отдельных пунктов настоящего положения в противоречие с новыми законодательными актами эти пункты утрачивают юридическую силу и до момента внесения изменений в положение следует руководствоваться действующим законодательством РФ.

И.В.Кривко

К. э. н.,

заместитель главного бухгалтера

ОАО «Молодая гвардия»

Какими качествами и навыками должен обладать внутренний аудитор?

Важнейшими качествами внутреннего аудитора являются профессиональный скептицизм и самостоятельность мышления, заключающиеся в том, что внутренний аудитор не принимает на веру различные утверждения, а старается найти им подтверждение, самостоятельно доходит до сути вещей и находит ответы на вопросы, прислушивается к своему внутреннему голосу. Внутренний аудитор должен обладать также следующими качествами и навыками, большинство из которых развивается со временем:

  • объективность,
  • умение быть предельно точным и аккуратным в оценках и высказываниях,
  • умение «слушать» и «слышать» аудируемых и воспринимать их точку зрения (даже, если эта точка зрения отличается от мнения аудитора),
  • умение подходить к отношению с аудируемыми исключительно с рабочих позиций (не проецируя личные аспекты взаимоотношений),
  • хорошие аналитические способности (от аудитора, как правило, не требуется принятия мгновенных решений, но аудит предполагает большой объем рутинной аналитической работы),
  • умение четко выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.

Какова роль внутреннего аудита в вопросе управления рисками?

Во-первых, внутренние аудиторы в ходе выполнения различных видов аудиторских заданий помогают организации в выявлении и оценке рисков и предоставляют рекомендации, позволяющие эффективно эти риски контролировать. 
Во-вторых, внутренние аудиторы содействуют менеджменту в разработке и внедрении системы управления рисками организации. (Однако здесь, как и в случае с системой внутреннего контроля, следует иметь в виду, что управлять рисками – это задача менеджмента.) В рамках этого направления внутренний аудит может:

  • инициировать создание системы управления рисками,
  • обучать руководство концепциям управления рисками организации,
  • участвовать в направляемых семинарах по выявлению рисков.

В-третьих, во многих компаниях внутренние аудиторы играют ключевую роль в обеспечении непрерывного функционирования процесса управления рисками, проводя объективный мониторинг его применения и эффективности. 
Говоря об управлении рисками, следует иметь в виду, что есть целый ряд задач, за решение которых внутренний аудит не должен быть ответственным. К подобным задачам, например, относятся:

  • построение системы управления рисками,
  • определение риск-аппетита организации (что приемлемо для организации в целом с точки зрения рисков),
  • разработка стратегий/принятие решений в области управления рисками.

Общая программа аудита

                           Проверяемый период:                          
 N 
п/п
Планируемые
виды работ
 Объект 
проверки
 Источник 
информации
 Руководитель
проверяемого
подразделения
  Период  
проведения
Исполнитель
Подготовил (руководитель проверки) _____________________ Дата ____________
Утвердил (руководитель компании) ______________________ Дата _____________

Выборочная проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств представляют собой детальную проверку сальдо и (или) оборотов по счетам и аналитические процедуры. Проводятся они в целях подтверждения достоверности информации, формируемой в проверяемом подразделении.

Проверки хозяйственных операций рекомендуется проводить с использованием циклического подхода (аудита по циклам финансово-хозяйственной деятельности, циклам хозяйственных операций).

Выделяют различные наборы основных циклов — от трех (цикл покупки, цикл получения дохода, цикл производства) до почти десятка. Общепринятый набор включает:

  • цикл приобретения (закупок);
  • цикл производства (переработки, оказания услуг);
  • цикл продаж и формирования финансовых результатов (получения дохода);
  • цикл расчетов (цикл оплаты);
  • цикл использования прибыли и формирования капитала;
  • цикл инвестирования.

В данной классификации используется сложившееся общепринятое понятие «цикл хозяйственных операций», хотя фактически названные выше разделы — это элементы единого цикла финансово-хозяйственной деятельности.

Представленная структура циклов хозяйственных операций повторяет все бизнес-процессы на предприятии и соотносится с объектами бухгалтерского учета.

Данные циклы можно расширить и дополнить циклами нескольких подуровней, как представлено в табл. 3.

Таблица 3

Организация работы отдела внутреннего аудита

Конкретные направления деятельности отдела внутреннего аудита в организации зависят от целей создания отдела, размеров, организационной структуры, масштабов и видов деятельности организации.

В стандартах, регулирующих осуществление внутреннего аудита по конкретным направлениям, должны быть освещены соответствующие методики с указанием целей и задач различных видов проверок (например, проверка качества управленческой информации, проверка на соответствие с политикой, планами и процедурами, нормативными актами, проверка сохранности и эффективного использования ресурсов, проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и т.д.), объектов и предметов данных проверок, методов проверок, рабочих и отчетных документов внутреннего аудитора, возможных видов ошибок и нарушений, последовательности работ и порядка действий внутренних аудиторов (в том числе при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций).

Порядок осуществления работы отдела и непосредственно проверок должен быть закреплен в соответствующем регламентном документе, где должны быть указаны сроки проведения проверки, программа проведения проверки, лица, ответственные за предоставление информации, порядок составления отчетности по результатам проверки и перечень контрольных мероприятий, проводимых для устранения выявленных нарушений.

Одним из важнейших условий эффективной работы отдела внутреннего аудита является его независимость. Это может быть обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого высшим руководством организации, и подчиняется только высшему руководству или собственнику. Выполнение этого условия делает службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, деятельность которых проверяется.

Основными стадиями внутреннего аудита являются следующие:

  • подготовка и планирование аудита;
  • проверка системы внутреннего контроля и оценка риска контроля;
  • выборочная проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств;
  • обобщение и оценка результатов проверки, составление отчета внутреннего аудитора и его реализация.

Отдел внутреннего аудита осуществляет проверки в соответствии с годовым планом-графиком проверок, который подлежит согласованию с высшим руководящим органом компании и утверждается председателем совета директоров (иным высшим должностным лицом). Необходимо отметить, что деятельность органов внутреннего аудита должна осуществляться по программам конфиденциального характера во избежание подтасовок фактов со стороны лиц, деятельность которых намечено подвергнуть аудиторскому контролю.

Программа внутреннего аудита — это документально оформленный план реализации определенных контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.

По каждой проверке отдел внутреннего аудита формирует и утверждает программу проведения проверки.

Организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляются руководителями подразделений компании по запросам отдела внутреннего аудита в срок, определяемый регламентами проведения проверок.

Примерная форма программы аудита на определенный период может быть составлена по форме, представленной в табл. 2.

Таблица 2

Особенности организации отдела внутреннего аудита

Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала.

Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Особенно важен внутренний аудит в том случае, если компания имеет географически разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом.

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в компании позволит:

·           обеспечить эффективное функциониро­вание, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

·           сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

·           своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

·           сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В настоящее время создание отделов внутреннего аудита в России не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит ни указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров, а также содержит специальную статью, предусматриваю­щую обязательное создание в акционерном обществе ревизион­ной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст. 85 указанного закона ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом ди­ректоров или акционером (акци­онерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10 % голосующих акций общества. Вместе с тем ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности. В принципе, между отделом внутреннего аудита и ревизией есть общее, они дополняют друг друга, но в то же время существенно различаются (см. таблицу, «Справочник экономиста», № 9, 2006).

Еще по теме  Работаю генеральным директором в двух организациях В организацию А был назначен генеральным директором в 2008 году, о чем есть запись в трудовой

Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита 

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленчес­кий аудит), аудит на соответствие требованиям наудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более де­тально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторон­ний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализа­ции продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и (или) технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для того чтобы выявить возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1)      установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2)      предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов уп­равления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — вот некоторые основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося соверше­ния какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных кон­тролирующих подразделений (отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

·          участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

·          решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

·          консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

·          участвовать в мероприятиях по повыше­нию квалификации персонала организации;

·          консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

·          участвовать в постановке бухгалтерского учета.

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству компании для принятия дальнейших решений.

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты кроме необходимых реквизитов должны содержать:

1)      перечень выявленных отклонений, пре­вышающих допуск;

2)      перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3)      оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4)      рекомендации по возможному устране­нию данных отклонений;

5)      оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6)      конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имею­щих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не пригла­шенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики и налогов.

Главный аудитор в идеале должен иметь знания и практические навыки в области бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские умения и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии.

Главный внутренний аудитор регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

·         руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления);

·         руководство разработкой бюджетов и смет внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

·         консультирование руководства по наибо­лее важным вопросам;

·         принятие заказов на проведение прове­рок каких-либо объектов;

·         принятие участия в наиболее важных проверках;

·         анализ и оценка заключений (аудитор­ских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

·         координация взаимодействия внутрен­них и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

·         участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

Деятельность внутренних аудиторов долж­на осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлечен­ных в систему аудирования.

При непрерывно меняющемся отечествен­ном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному вну­треннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодичес­ки организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления от­ветственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах кол­лективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы, и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления:

1)      наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2)      выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3)      эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее фили­алах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организаци­онно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

·         выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с полити­кой предприятия;

·         определение основных функций, необхо­димых для достижения поставленных целей;

·         объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирую­щихся на выполнении этих функций;

·         разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

·         соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

Еще по теме  Наследство после смерти жены без завещания — правила оформления и доли

·         интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

·         разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений, структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это, прежде всего, цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредст­венно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

Проверка операций по учету тмц

   Направление  
проверки
      Проверяемый документ      
Порядок и срок
проверки
Проверка        
правильности
проведения
инвентаризации
материально-
производственных
запасов (МПЗ) и
отражения ее
результатов в
бухгалтерском
учете
Приказы о порядке и сроках      
проведения инвентаризации
Приказы о назначении состава
постоянно действующих и рабочих
инвентаризационных комиссий
Инвентаризационные описи, акты
инвентаризации, сличительные
ведомости
Протоколы заседания
инвентаризационной комиссии
Решения руководства по
утверждению результатов
инвентаризации
Бухгалтерские регистры
аналитического и синтетического
учета, в которых отражены
результаты проведенной
инвентаризации
Раз в год, по 
итогам
инвентаризации
Проверка        
документального
подтверждения
прав
собственности
на МПЗ
Договоры, спецификации,         
накладные поставщиков
Выборочно, по 
всем новым
поставщикам в
обязательном
порядке
Проверка        
правильности
оформления
первичных
документов по
учету МПЗ
Формы нетиповых первичных       
документов, утвержденные
приказом об учетной политике
График документооборота
Первичные документы по учету МПЗ
(накладные, требования,
приходные и расходные ордера,
лимитно-заборные карты и т.д.)
Регистры аналитического учета
Выборочно по  
разным группам
материалов
Проверка полноты
документального
подтверждения
хозяйственных
операций по
движению МПЗ в
бухгалтерском
учете
Первичные документы по учету МПЗ
(накладные, требования,
приходные и расходные ордера,
лимитно-заборные карты и т.д.)
Регистры аналитического учета
Выборочно по  
разным группам
материалов
Проверка        
правильности
списания
отклонений
расхода
материалов от
установленных
лимитов
Первичные документы на списание 
материалов (требования,
накладные, лимитно-заборные
карты, акты на списание и т.д.)
Отраслевые нормативы,
установленные лимиты,
технологические нормы расхода
материалов
Регистры аналитического и
синтетического учета
Ежемесячно    
Проверка полноты
отражения
хозяйственных
операций по
движению МПЗ в
бухгалтерском
учете
Первичные документы по учету МПЗ
(накладные, требования,
приходные и расходные ордера,
лимитно-заборные карты и т.д.)
Регистры аналитического учета
Внезапно,     
проверяемый
период - месяц
Проверка полноты
отражения в
учете операций
по отгрузке МПЗ
на сторону
Отгрузочные документы на        
реализуемые МПЗ
Журнал прибывающих и
отправляемых грузов, журнал
учета пропусков
Внезапно,     
проверяемый
период - месяц
Проверка        
правильности
формирования
стоимости МПЗ
при их
приобретении
Договоры поставки, спецификации,
накладные, счета-фактуры
поставщиков
Акты приемки МПЗ
Договоры на оказание
информационных и
консультационных, транспортных и
складских услуг, договоры
страхования, договоры займа,
кредитные договоры, акты
сдачи-приемки выполненных работ
Договоры на доработку
материалов, осуществляемую
сторонними организациями
Аналитические данные о
себестоимости выполнении работ
вспомогательными службами
организации, акты сдачи-приемки
выполненных работ
Таможенные декларации
Платежные документы
Накладные на отпуск, акты
списания материалов
Регистры аналитического и
синтетического учета
Выборочно     

Результаты проведенных отделом внутреннего аудита проверок оформляются актом проверки, который подписывается сотрудниками этого отдела и руководителями подразделений компании, деятельность которых проверялась. К акту прилагаются объяснения по изложенным в нем фактам, а также копии необходимых документов за подписью руководителя проверяемого подразделения компании.

Отдел внутреннего аудита информирует высшее руководство о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности и осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок.

Отчеты о проделанной работе и выявленных нарушениях составляются по форме, разработанной непосредственно в самой организации.

Такие отчеты должны включать:

  • перечень выявленных отклонений;
  • перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;
  • оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;
  • рекомендации по возможному устранению данных отклонений;
  • предложения по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

В конце отчетного периода органам управления должны представляться итоговые отчеты о деятельности внутренних аудиторов. В этих отчетах должна сравниваться фактическая работа по видам и участкам внутреннего аудита с запланированной, должны отражаться имевшие место недостатки в работе отдела с указанием их причин и принятых мер к их устранению.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал свою необходимость как собственникам, так и менеджменту компаний. У собственников же и менеджмента компаний может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса.

Приложение 1

Требования к организации работы отдела внутреннего аудита

     Требование    
к организации
работы отдела
            Содержание требования           
Кто входит в отдел 
Только работники, которые состоят в штате   
организации. Их количество определяет высший
руководящий орган
Организационный    
статус отдела
Отдел внутреннего аудита не должен быть     
подотчетен исполнительным органам
управления. Внутренний аудитор должен быть
независим от тех лиц, чью работу он
проверяет
Взаимоотношения    
отдела с советом
директоров, оплата
труда
Подчиняются собственникам компании либо     
совету директоров. Заработную плату
начисляют по штатному расписанию
Права и обязанности
отдела
Определяются должностными инструкциями.     
Должны быть учтены, в частности, следующие
моменты: внутренний аудитор не должен
обладать правом требования исполнения своих
рекомендаций (предложений), а также не
должен быть ответственным за организацию их
внедрения и результаты, не должен принимать
участие и нести ответственность за
корректировку обнаруженных им отклонений
Компетенция и      
порядок работы
отдела
Определяются советом директоров или         
исполнительной структурой компании. Детали
прописывают в положении об отделе
внутреннего аудита и в стандартах
внутреннего аудита
Информационное     
обеспечение системы
внутреннего
контроля
(обеспечение
доступа к
внутренней
информации
компании)
Для осуществления проверок необходима       
качественная информация о реальном состоянии
или действии компании. Внутреннему аудитору
должно формально предоставляться право
доступа к любой необходимой для контроля
информации независимо от ее носителей,
стадии ее формирования или прохождения
Перед кем          
отчитывается
отдел, срок его
полномочий
Перед советом директоров либо другим высшим 
руководством компании. Учредители своим
решением могут в любой момент ликвидировать
отдел внутреннего аудита
Ответственность    
отдела
Перед советом директоров либо исполнительной
структурой за качество и своевременность
выполнения должностных обязанностей, а также
за превышение полномочий
Организация работы 
отдела
Ей занимается главный внутренний аудитор.   
Свои решения он согласует с высшей
исполнительной структурой компании
Результаты работы  
отдела
Отражают в отчетах и заключениях по форме,  
утвержденной советом директоров либо
исполнительной структурой компании.
Необходимо, чтобы содержание отчетов
(заключений) соответствовало целям
проведенных проверок. Аудиторы должны
составить рекомендации по устранению
выявленных недостатков
Профессионализм    
Внутренние аудиторы должны иметь            
определенный уровень подготовки, опыта и
квалификации

Этапы проверки по циклам хозяйственных операций

    Циклы    
первого
уровня
   Циклы второго уровня  
     Циклы третьего уровня     
1. Циклы текущей деятельности                                          
1.1. Цикл    
приобретения
ресурсов
Закупка материалов       
Услуги, аренда и др.
в зависимости от
специфики деятельности
По группам материалов,         
по группам поставщиков и т.д.
В зависимости от существенности
и организации учета
1.2. Цикл    
использования
ресурсов
Использование материалов 
Использование труда и др.
в зависимости от
специфики деятельности
По производственным процессам  
(переделам и др.), по видам
продукции, по подразделениям
(цехам) и т.д.
1.3. Цикл    
продаж
По сегментам рынка, по видам   
продукции, по группам
покупателей и т.д.
1.4. Цикл    
расчетов
По сегментам рынка, по видам   
продукции, по группам
покупателей и т.д.
2. Циклы инвестиционной деятельности                                   
2.1. Цикл    
приобретения
активов
Приобретение основных    
средств
Создание основных средств
Приобретение
нематериальных активов
Финансовые вложения и др.
По видам активов, по сегментам 
деятельности, по подразделениям
и т.д. В зависимости от
существенности и организации
учета
2.2. Цикл    
использования
активов
Амортизация              
Расходы на содержание и
эксплуатацию
Модернизация и
реконструкция
Доходы от владения и др.
По видам активов, по сегментам 
деятельности, по подразделениям
и т.д.
2.3. Цикл    
ликвидации
активов
Продажа                  
Прочее выбытие
По видам активов, по сегментам 
деятельности, по
подразделениям, по видам
выбытия и т.д.
2.4. Цикл    
расчетов
По видам активов, по группам   
контрагентов, по сегментам
деятельности и т.д.
3. Циклы финансовой деятельности                                       
3.1. Цикл    
привлечения
капитала
Привлечение собственного 
капитала
Привлечение заемного
капитала
По видам акций, иных ценных    
бумаг, по видам кредитов и
займов, по срокам привлечения,
по целям привлечения и т.д. В
зависимости от существенности
3.2. Цикл    
использования
капитала
Использование целевых    
средств
Начисление доходов
собственников
Начисление процентов и
др.
По видам акций, иных ценных    
бумаг, по видам кредитов и
займов, по срокам привлечения,
по целям привлечения и т.д.
3.3. Цикл    
возврата
капитала
Расчеты с учредителями по
дивидендам
Расчеты по выкупу акций
и др.
Расчеты с заемщиками и
др.
По видам акций, иных ценных    
бумаг, по видам кредитов и
займов, по срокам привлечения,
по целям привлечения и т.д.

Для каждого цикла рекомендуется выявить приоритетные направления проверки исходя из особенностей деятельности организации.

На основании классификации бизнес-процессов предприятия рекомендуется выявить виды хозяйственных операций, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть типовые операции, совершаемые в процессе обычной деятельности предприятия; операции, наиболее существенные по объему; операции, нетипичные для основной деятельности организации; операции, связанные с финансовыми рисками.

В соответствии с выявленными направлениями проверок составляется регламент проведения проверок, в котором указываются направления проверки, проверяемые документы, периодичность проверок и ответственные лица, проводящие проверку.

Пример такого регламентного документа, который может использоваться сотрудниками отдела внутреннего аудита в процессе проведения проверки, приведен в табл. 4.

Таблица 4

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.