Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Разделы права

Раздел 4. Государство, право, личность, общество.

Цели изучения

Выяснить
общечеловеческую и классовую сущность
права, четко и полно выявить его признаки,
сформулировать на этой основе развернутое
определение понятия российского права.
Рассмотреть и уяснить специфику
соотношения права с государством,
политикой, экономикой. Критически
осмыслить развитие российского права,
разобраться в правовой природе и значении
принципов действующего российского
права. Выявить функциональные
характеристики права в России.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

1.
Основные концепции правопонимания.

2.
Понятие и признаки права. Соотношение
права и закона.

3. Сущность права. Общечеловеческое и
классовое в сущности права.

4. Взаимосвязь экономики,
политики, государства и права.

5. Принципы права: понятие,
классификация, значение.

6. Функции права: понятие,
классификация, формы реализации.

Цели изучения

Усвоить содержание понятий «принципы
права», «функции права», осознать их
назначение в правовой системе общества,
разобраться в правовой природе принципов
действующего российского права. Выявить
функциональные характеристики права
в России.

Одному из студентов к семинарскому
занятию подготовить научное сообщение
на тему: «Проблемы реализации принципов
права».

1. Принципы права: понятие, классификация,
значение.

2. Характеристика общеправовых принципов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

3. Функции права: понятие и признаки.

4. Классификация функций права, формы
их реализации.

Цели изучения

Выявив основные элементы
системы нормативного регулирования
общественных отношений, уяснить, какое
место занимает в ней право. Рассмотреть
общие черты, характерные для всех
социальных норм. Выявить черты, характерные
только для правовых норм. На базе
осознания единства действующего
российского права с моралью, нормами
различных (в том числе неформальных)
организаций, прогрессивными обычаями
и традициями, выявить черты различия
между ними и показать конкретные линии
их взаимодействия в процессе реализации.

1. Система нормативного
регулирования российского общества:
понятие и основные элементы. Место права
в системе нормативного регулирования
общественных отношений.

2. Соотношение норм права и норм морали.

3.
Взаимодействие права и других социальных
норм. Корпоративные нормы и право. Право
и религиозные нормы.

Цели изучения

Приобрести глубокие знания
о природе, структуре и видах юридических
норм, добиться четкого представления
о логическом строении правовой нормы,
соотношении нормы права и статьи
нормативного правового акта; научиться
определять структурные элементы нормы
права; письменно решить задачи.

При изучении видов правовых
норм необходимо понять, что классификация
таких норм проводится по различным
критериям. Надо уметь объяснить, какое
значение имеет классификация правовых
норм для их правильного применения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Теоретические
положения о видах и структуре правовых
норм нужно иллюстрировать конкретными
примерами из действующего российского
(особенно новейшего) законодательства.

  1. Понятие и признаки
    нормы права.

  2. Виды норм права.

3. Структура юридической нормы.

4. Соотношение
нормы права и статьи нормативного акта.

Цели
изучения

Уяснить,
что представляет собой правовая система,
система права и система российского
законодательства. Особое внимание
следует уделить рассмотрению внутренней
структуры системы права, критериям
деления норм права на отрасли, соотношению
системы права, системы законодательства
и правовой системы. Уметь охарактеризовать
основные отрасли действующего российского
права. Усвоить понятия и виды подотраслей
права и правовых институтов.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Уяснить
содержание понятий отраслей материального
и процессуального права. Разобраться
в содержании понятий и особенностях
частного и публичного права. Усвоить
специфику соотношения системы российского
и международного права.

Обосновать
теоретические положения материалами
действующего законодательства и
практикой его реализации.

1.
Понятие и элементы системы права.
Соотношение системы права, системы
законодательства и правовой системы.

2.
Предмет и метод правового регулирования.

3.Отрасль
права: понятие, виды. Краткая характеристика
основных отраслей российского права.

4.
Институты права: понятие, виды.

5.
Соотношение системы российского и
международного права.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

6.
Деление права России на частное и
публичное.

Цели изучения

Уяснить природу правоотношения,
осознать диалектическую взаимообусловленность
правовых и экономических отношений.
Особое внимание нужно обратить на
предпосылки возникновения правоотношений,
обусловленность правовых отношений
нормами права. На базе изучения
действующего российского законодательства
разобраться в понятии и видах
правоспособности, дееспособности,
элементах правового статуса.

1. Понятие правовых отношений.
Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Виды правоотношений.

3.Понятие и виды субъектов
права. Правосубъектность. Правовой
статус личности.

4. Объекты правоотношений
(понятие, виды, значение).

5. Субъективные права и
юридические обязанности.

6. Понятие и классификация
юридических фактов. Фактический состав.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Цели изучения

Приобрести прочные знания
о сущности, необходимости и практическом
значении толкования норм действующего
российского права. Студенту надлежит
усвоить виды и приемы толкования
юридических норм, правила применения
каждого из них, научиться определять
их при анализе конкретных правовых
предписаний.

Особое внимание должно быть
отведено рассмотрению юридической
природы и видов актов официального
толкования норм российского права.

1. Понятие, необходимость и значение
толкования норм.

2. Способы (приемы) толкования
норм права.

3. Виды толкования норм
российского права по субъекту.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

4. Виды толкования норм права по объему.

5. Акты официального толкования
норм права: понятие, классификация.

Цели изучения

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Уяснить природу, структуру,
виды и практическую значимость
правосознания, его взаимосвязь с правом
и уровнем законности. Усвоить сущность
и значения общественного, группового
и индивидуального правосознания,
разобраться в особенностях профессионального
правосознания юристов.

Уяснить природу деформации
правосознания, в первую очередь, правового
нигилизма, причины ее возникновения и
пути преодоления.

1.
Понятие и виды правосознания. Роль
правосознания в правотворчестве и
реализации права.

2. Структура правосознания
в российском обществе. Особенности
профессионального правосознания юриста.

3.
Деформация правосознания. Правовой
нигилизм: понятие, причины возникновения,
пути преодоления.

Цели изучения

Осознать сущность правовой
культуры общества, гражданина и
разобраться в особенностях ее формирования
применительно к профессии юриста.
Усвоить систему правового воспитания,
действующую в российском государстве,
попытаться определить главные пути
повышения степени ее эффективности.

1. Правовая культура: понятие, структура,
значение.

2. Виды правовой культуры.
Показатели правовой культуры общества.
Показатели
правовой культуры личности. Особенности
правовой культура юриста.

3. Понятие, система, формы и
методы правового воспитания. Роль
правового воспитания в становлении
правового государства и гражданского
общества в России.

Цели изучения

Сформировать представления
о процессе правового регулирования
общественных отношений. Уяснить смысл
и содержание понятия «механизм правового
регулирования», усвоить особенности и
значение механизма правового регулирования
в жизни современного общества.

При изучении материала
необходимо обратить внимание, что
механизм правового регулирования имеет
свою структуру, элементы которой
одновременно являются и его стадиями.

Студенту следует изучить
содержание понятия эффективности
механизма правового регулирования и
условия, способствующие ее повышению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

1. Основные подходы к пониманию
механизма правового регулирования.

2. Стадии и элементы механизма
правового регулирования.

3. Эффективность механизма
правового регулирования.

Цели изучения

Уяснить понятие правовой
системы и ее основные структурные
элементы. Определить роль сравнительного
правоведения в классификации (типологии)
правовых систем мира. Научиться различать
такие правовые массивы как национальные
правовые системы, правовые семьи, группы
правовых систем.

Рассмотреть основные
характерные черты романо-германской,
англо-американской, мусульманской
правовых семей. Определить особенности
российской правовой системы.

1. Понятие и структура
правовой системы. Классификация правовых
систем современности.

2. Краткая характеристика романо-германской,
англо-американской, мусульманской
правовых семей.

3. Особенности правовой
системы России.

Введение.

1. Понятие и структура
предмета теории государства и права.

2. Теория государства и права
как наука и учебная дисциплина.

3. Функции теории государства
и права как науки.

4. Место теории государства
и права в системе юридических наук.

Заключение.

Введение.

1. Понятие и классификация
методов научного познания.

2. Общенаучные методы изучения
государства и права.

3. Специальные методы изучения
государства и права.

4. Частнонаучные методы
изучения государства и права.

Заключение.

Введение.

1. Природа власти и социальные
нормы первобытного общества.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

2. Социально-экономические предпосылки
государства.

3. Возникновение права. Отличие правовых
норм от социальных норм первобытного
общества.

Заключение.

Введение.

1. Основные подходы к пониманию
государства.

2. Понятие и признаки
государства.

3. Государственность: понятие
и закономерности развития.

Заключение.

Еще по теме  Новости раздела Декретные

Введение.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

1. Понятие и признаки
государства.

2. Различие подходов при анализе сущности
государства.

3. Социальное назначение государства и
его функции.

Заключение.

Введение.

  1. Типология государств:
    понятие и назначение.

  2. Основные подходы к типологии
    государств.

  3. Формационный подход к
    типологии государств.

  4. Цивилизационный поход к
    типологии государств.

Практическое задание.

I.
Определите
специфику возникновения права в различных
правовых теориях.

Название

теории

Когда

разработана

Авторы

теории

Специфика

возникновения

права

1.

теологическая
теория
права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

2.

теория
естественного права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

3.

историческая
школа права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

4.

психологическая
теория права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

5.

позитивистская
теория права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

6.

марксистско-ленинская
теория права

………………………

………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………….

II.
Охарактеризуйте
основные подходы к объяснению сущности
права.

Основные
подходы к объяснению сущности права

Классовый
подход

Общесоциальный
подход

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

III.
Определите,
какие из ниже перечисленных теорий
происхождения права связаны между собой
и объясните, в чем заключается их
взаимосвязь:
а)
теологическая;
б) теория исторической школы права; в)
нормативистская;
г)
позитивистская.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка о
выполнении…………………………………………………………………

Заключение____________________________________
Подпись………………..

I.
Заполните
блоки схемы «Принципы права».

II.
Дайте
характеристику наиболее важным
общеправовым принципам.

Название
принципа

Суть
принципа

1.

Гуманизм

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

2.

Справедливость

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

3.

Законность

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

4.

Демократизм

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

5.

Юридическое
равенство граждан перед законом и
судом

………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………….

III.
Выясните в
чем выражается социальная ценность
права.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.
Заполните
блоки схемы «Функции права».

V.
Выпишите
из Конституции РФ статьи, в которых
сформулированы основные принципы
права.

а) закрепляет
общественные отношения —
____________________________________;

б)
выступает
в качестве критерия правомерности или
неправомерности поступков людей
— _________________________________________________________________;

в)
способствует
выработке ценных для личности и общества
качеств: стабильности, четких
процедур —
________________________________________________________;

г) определяет,
каким должно быть будущее поведение
людей — _____________________.

Понятие

Определение

1.

Принципы
права

2.

Функции
права

3.

Ценность

Отметка
о выполнении…………………………………………………………………

Понятие

Определение

1.

Норма
права

II.
Заполните
таблицу «Признаки нормы права».

Признак

нормы
права

Суть
признака

нормы
права

1.

Общеобязательность

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

2.

Формальная
определенность

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

3.

Связь
с государством

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

4.

Представительно-объязывающий
характер

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

5.

Микросистемность

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………..

III.
Заполните
блоки схемы «Структура нормы права».

IV.
Заполните
таблицу «Классификация норм права».

Основание
классификации

Виды
норм права

Особенности
нормы

1.

В
зависимости от функциональной роли

2.

В
зависимости от предмета правового
регулирования

3.

В
зависимости от их характера

4.

В
зависимости от методов правового
регулирования

5.

В
зависимости от времени действия

V.
Определите
структуру нормы права, содержащейся в
конкретных статьях правовых актов.

Статья
нормативного акта

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Ст.
29
Конституции РФ

Ст.
12.9
Кодекса об Административных
правонарушениях РФ

Ст.
68
Трудового Кодекса РФ

Ст.
14
Семейного Кодекса РФ

Ст.
956
Гражданского Кодекса РФ

Ст.
110
Уголовного Кодекса РФ

I.
Дайте
определение термину «источник права»
в различных его значениях.

Значение

Определение

1.

В
материальном смысле

…………………………………………………………………

………………………………………………………………..

2.

В
идеологическом смысле

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

3.

В
формально-юридическом смысле

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

II.
Заполните
блоки схемы «Формы права».

III.
Сравните
понятия «источник права» и «источник
знаний о праве» и определите, к какого
рода источникам относятся Законы
Хаммурапи и Русская Правда, произведения
рим­ских
юристов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

IV.
Приведите
один — два примера правовых обычаев,
являющихся источником права
сохраняющих высокое значение и в наши
дни.

V.
Определите
достоинства и недостатки правового
обычая и юридического прецедента, как
источников права.

Правовой
обычай

Юридический
прецедент

достоинства

1)

2)

3)

4)

5)

1)

2)

3)

недостатки

1)

2)

3)

1)

2)

3)

VI.
Заполните
блоки схемы «Виды законов в Российской
Федерации».

VII.
Заполните
блоки схемы «Виды подзаконных актов в
РФ».

Нормы
права не имеют обратной силы
.
Этот принцип
означает, что новые нормы права
реализуются только в отношениях,
возникших после их вступления в силу.

VIII.
Расположите
нормативно-правовые акты по их юридической
силе.*

I.
Определите
необходимость и значение толкования
норм права.

ТОЛКОВАНИЕ
НОРМ ПРАВА

НЕОБХОДИМОСТЬ

ЗНАЧЕНИЕ

1…………………………………………………..

…………………………………………………..

2…………………………………………………..

…………………………………………………..

3…………………………………………………

…………………………………………………..

4…………………………………………………

…………………………………………………..

5…………………………………………………

…………………………………………………..

1…………………………………………………..

…………………………………………………..

2…………………………………………………..

…………………………………………………..

3…………………………………………………

…………………………………………………..

4…………………………………………………

…………………………………………………..

5…………………………………………………

…………………………………………………..

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

II.
Заполните
таблицу «Способы толкования правовых
норм».

Название
способа

Суть
способа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

III.
Необходимость
толкования вызывается, в частности,
тем, что законодатель при формулировке
нормативных правовых актов нередко
употребляет выражение «и т.д.», «и т.п.»,
«иные», «другие». Найдите примеры
использования законодателем таких
выражений в Конституции
РФ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.
Благодаря
этому способу толкования можно выявить
юридическую силу право­вой
нормы, сферу ее действия, принадлежность
к определенной отросли, института права.

О
каком способе толкования норм права
идет речь? Свое мнение обоснуйте.

V.
Заполните
блоки схемы «Виды толкования правапо
субъектам».

Понятие

Определение

1.

Толкование
норм права

2.

Буквальное
толкование

3.

Расширительное
толкование

4.

Ограничительное
толкование

5.

Акт
толкования права

I.
Определите,
каковы формы реализации, закрепленных
в следующих статьях, норм права.
(необходимое отметьте « »)

Статья

нормативно-правового

акта

Формы
реализации правовых норм

Соблюдение
права

Исполнение
права

Использование
права

Ст.
31 Конституции РФ

Ст.
81 Трудового кодекса РФ

Ст.
75 Уголовного кодекса РФ

Ст.
209 Гражданского кодекса РФ

Ст.
57 Конституции РФ

Ст.
91 Конституции РФ

Ст.
205 Уголовного кодекса РФ

Ст.
16 Семейного кодекса РФ

Ст.
238 Трудового кодекса РФ

Ст.
1123 Гражданского кодекса РФ

Ст.
63 Уголовного кодекса РФ

Ст.
80 Семейного кодекса РФ

Ст.
821 Гражданского кодекса РФ

Ст.
255 Трудового кодекса РФ

II.
Заполните
блоки схемы «Стадии применения права».

1 стадия 2
стадия 3 стадия

III.
Определите,
какие из перечисленных документов
являются актами применения права.
(необходимое отметьте « »)

Акт
применения права

Приговор
суда

Приказ
директора юридического лица

Судебный
приказ

Судебное
определение

Протокол
правонарушения

Судебное
решение

Постановление
пленума Верховного суда РФ

Постановление
правительства РФ

Решение
органов опеки

Свидетельство
о заключении брака

Тема 14: Правовые системы мира

Цели изучения

Цели изучения

Цели
изучения

Цели изучения

Цели изучения

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Введение.

Заключение.

Введение.

1. Понятие и виды нормативных правовых
актов.

2. Достоинства и недостатки нормативных
правовых актов как источников права.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

3. Пути
повышения эффективности действия
нормативных правовых актов.

Заключение.

Введение.

1. Понятие системы нормативного
регулирования. Социальные и технические
нормы.

2. Право как социальный регулятор
общественных отношений.

3. Взаимодействие права и
морали.

Заключение.

Тема 22. Взаимодействие права и морали

Введение.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

1. Право и мораль как элементы
системы нормативного регулирования.

2. Единство и различия права
и морали.

3. Взаимодействие права и
морали в современной России.

Заключение.

Тема 23. Правовые и
корпоративные нормы: проблемы
взаимодействия

Введение.

1. Право и его признаки.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

2. Корпоративные нормы:
понятие и признаки.

3. Проблемы взаимодействия
правовых и корпоративных норм в России.

Заключение.

Тема 24. Правовые и
религиозные нормы: вопросы взаимодействия

Введение.

2. Религиозные нормы: понятие
и признаки.

3. Проблемы взаимодействия правовых и
религиозных норм.

Заключение.

Цели изучения

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Обстоятельно изучить понятие
и структуру политической системы
российского общества в «широком» и
«узком» смыслах. Разобраться
в основных
субъектах политики. Особое внимание
уделить анализу места и роли в политической
системе общества государству, политическим
партиям, профсоюзам, коммерческим и
некоммерческим организациям и общественным
объединениям.

1.
Понятие и элементы политической системы
общества.

2. Понятие и виды общественных
организаций. Политические партии.

3. Место государства в
политической системе общества.

2.
Социальная ценность права.

3.
Функции права.

2.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ —
регулирование об­щественных отношений,
осуществляемое посредством общих
пра­вил поведения.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

3.
НЕНОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ —
регулирование общественных отношений,
осуществляемое с помощью конкретно
адресованных, индивидуально-определённых
предписаний.

4.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
– общие правила регламентации, формы
их социального взаимодействия, возникающие
в процессе исторического развития и
функционирования общества, соответствующие
типу культуры и характеру его организации
(т.е. это правила поведения людей в
общественной жизни).

Еще по теме  Премирование работников: виды премий

5. НОРМЫ ПРАВА
(правовые нормы) – правила поведения,
которые устанавливаются и охраняются
государством.

6. ОБЫЧАИ –
это исторически сложившиеся правила
поведения, вошедшие в привычку в
результате воспитания и многократного
повторения одних и тех же действий и
поступков.

7.
НОРМЫ ТРАДИЦИЙ
выступают в виде наиболее обобщенных
и стабильных правил поведения, которые
возникают в связи с поддержанием
выверенных временем прогрессивных
устоев определенной сферы жизнедеятельности
человека (например, семейные,
профессиональные, военные, национальные
и другие традиции).

8.
НОРМЫ РИТУАЛОВ
представляют собой такую разновидность
социальных норм, которая определяет
правила поведения людей при совершении
обрядов и охраняется мерами морального
воздействия. Ритуальные нормы широко
используются при проведении национальных
праздников, бракосочетании, официальных
встреч государственных и общественных
деятелей.

9.
НОРМЫ МОРАЛИ (нравственности) – это
правила общего характера, основанные
на представлениях людей о справедливости
(о добре и зле, достоинстве, чести,
справедливости и т.д.), служащие регулятором
и мерилом оценки деятельности индивидов,
организаций.

10.
КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ — правила
поведения, создаваемые в организациях,
объединениях, регулирующие отношения
между их членами.

11.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
это нормы,
регулирующие поведение субъектов
политической жизни, отношения между
партиями, социальными группами по поводу
государственной власти и др.

12.
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ – это
правило
поведения в обществе, основанное на
религиозном мировоззрении (нормы,
регулирующие отношения верующих к Богу,
церкви, друг другу, отношения верующих
с неверующими, организацию и функции
религиозных организаций).

2.
ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ –
это совокупность правовых систем,
основанная на общности источников,
структуры права и исторического пути
его формирования.

Тема 18. Формы (источники) права

Цели изучения

Изучить проблему источников
права в материальном, идеологическом
и специально-юридическом смыслах.
Уяснить природу понятия «форма права»,
усвоить основные виды форм права и их
особенности. Раскрыть и усвоить
особенности нормативно-правового акта
как основного источника права.

1. Понятие формы права.

2. Виды форм права.

3. Нормативно-правовой акт как основной
источник права.

Введение.

Заключение.

Введение.

1. Понятие форм (источников) права.

3. Нормативно-правовой акт как основной
источник права.

Нормативно-правовой акт

Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Федеральныйзакон Российской Федерации // Российская
газета. 1999. 19 октября; СЗ РФ. 2000. № 31. Ст.
3205.

Книга:

  1. Законодательная техника: Научно-практическое
    пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова.
    М., 2000.

  2. Чашин А.Н. Теория государства и права.
    М., 2008. С.415-456.

Вебер
М. Наука как призвание и профессия / Пер.
с нем. А. Ф. Филиппова, П. П. Гайденко //
Вебер М. Избранные произведения. М.:
Прогресс, 2008. С. 707-735.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Статья
в журнале:

  1. Айвазян
    С.А. Байесовский подход в эконометрическом
    анализе // Прикладная эконометрика.
    2008. №1(9). С.
    93–130.

  2. Филимонова
    И.В. Понятие фикции в правовой науке:
    уголовно-процессуальный и криминалистический
    аспекты // Адвокатская практика. 2007. №
    4.С.10-12.

Romer, David (2006). Advanced Macroeconomics. The
MIT Press, 3rd
ed.

Eggertsson, Thrainn (1996), A Note on the
Economics of Institutions, in: Alston, Lee J., Eggertsson, Thrainn
and Douglass C. North (eds.). Empirical Studies in Institutional
Change. Cambridge: Cambridge University Press, p. 6-24.

Portes,
Alejandro and Saskia Sassen-Koob (1987), Making It Underground:
Comparative Material on the Informal Sector in Western Market
Economies, American Journal of Sociology, Vol. 93, No. 1 (July), p.
51-56.

Цели изучения

Добиться понимания содержания
формы государства и ее структурных
элементов: формы правления (монархия и
республика), формы государственного
устройства (унитарная и федеративная),
политического режима (демократический
и антидемократический). Рассмотреть и
усвоить особенности каждого из
обозначенных видов.

1.
Понятие формы государства.

2. Форма правления.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

3. Форма государственного устройства.

4. Политический
(государственно-правовой) режим.

1. Понятие и типы
источников права.

2. Закон и подзаконные
нормативные акты.

3.
Систематизация законодательства.

Тема 15: Правотворчество

Цели изучения

Уяснить природу и принципы
правотворчества в России, добиться
четкого представления о природе и
ведущей роли нормативно-правовых актов
в системе действующего права, месте и
роли закона и подзаконных актов
в
формирующемся российском правовом
государстве. Приобрести глубокие знания
об условиях действия нормативных актов
во времени, в пространстве и по кругу
лиц, тенденциях и основных направлениях
развития российского законодательства.

1. Правотворчество в российском обществе:
понятие, принципы основные виды.

2. Акт референдума: понятие
и виды.

3. Закон: понятие и виды.
Конституция в системе российского
законодательства.

4. Стадии законотворчества.

5. Подзаконные акты в
Российском государстве.

6. Действие нормативных актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц.

7. Законодательная техника
как часть юридической техники: понятие,
основные приемы, значение.

1.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО- это
деятельность компетентных государственных
органов, направленная на создание,
изменение или отмену правовых норм
путем принятия нормативно-правовых
актов.

2.
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
– это целенаправленная деятельность
компетентных государственных органов
по разработке, принятию и опубликованию
нормативно-правовых актов высшей
юридической силы – законов.

3.
НОРМОТВОРЧЕСТВО
— процесс создания, изменения или отмены
нормативно-правовых актов.

4.
ПРАВООБРАЗОВАНИЕ (это более
обширное понятие) – сложный процесс,
включающий две фазы:1. возникновение
потребностей в правовом регулировании
общественных отношений, а иногда и
формирование самих необходимых правил
поведения без участия органов государства
(объективный процесс); 2. правотворческая
деятельность компетентных государственных
органов (сознательно-волевой процесс).

5.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – принадлежащее
уполномоченным государственным органам
право внесения законопроекта в
законодательный орган (ст. 104 Конституции
РФ).

6.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – урегулированный
нормами права порядок разработки,
обсуждения и принятия проектов
нормативно-правовых актов (законов)
высшим органом государственной власти.

7.
ВЕТО (в
области права) — отказ главы государства
санкционировать законопроект, принятый
парламентом.Абсолютное
илирезолютивное
вето
подразумевает под собой окончательный
отказ главы государства ут­вердить
принятый парламентом законопроект.Относительное
илиотла­гательное
вето — отказ главы государства в
утверждении законопроекта, который
либо может быть преодолен парламентом,
либо носит временный характер.

8.
ДИСКОНТИНУИТЕТ
– правило парламентской процедуры,
согласно которому все законопроекты,
внесенные в парламент во время данной
сессии, должны быть утверждены до ее
окончания, перенесение обсуждения и
голосования законопроекта на следующую
сессию не допускается. Дисконтинуитет
применяется в тех странах, где каждая
сессия парламента рассматривается как
завершенная часть деятельности (например,
в США, Англии); не применяется в странах,
где парламент работает непрерывно
(Франция).

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

9.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ (уполномоченное)
ПРАВОТВОРЧЕСТВО –
правотворчество депутатов Государственной
Думы

10.
САНКЦИОНИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО —
это разрешенная
государством правотворческая деятельность
должностных лиц (руководителей
предприятий, учреждений, министерств,
ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных
организаций и учреждений, результатом
которой являются исключительно
подзаконные нормативные акты или
правовые предписания, изданные по
вопросам, составляющим их компетенцию.

11.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА– это
деятельность, направленная на упорядочение
и совершенствование правовых норм, в
целях удобства их использования.

12.
КОДИФИКАЦИЯ– это
вид систематизации законодательства,
представляющая деятельность правотворческих
органов государства по созданию нового,
сводного, систематизированного НПА,
которая осуществляется путем глубокой
и всесторонней переработки действующего
законодательства и внесения в него
новых существенных изменений.

13. ИНКОРПОРАЦИЯ– это вид систематизации
законодательства, представляет собой
объединение в сборники или собрания
действующих НПА в определенном порядке
без изменения содержания.

14.
КОНСОЛИДАЦИЯ– это
вид систематизации законодательства,
при которой происходит объединение
нескольких НПА, действующих в одной и
той же области общественных отношений,
в единый сводный НПА без изменения
содержания.

15.
УЧЕТ — это
вид систематизации законодательства,
представляет собой деятельность по
сбору, хранению и поддержанию в контрольном
состоянии, а также по созданию поисковой
системы, обеспечивающей нахождение
необходимой правовой информации в
массиве актов, взятых на учет (документальный
учет и электронный учет «Консультант-плюс»,
«Гарант»).

16.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это
совокупность правил, средств и приемов
разработки, оформления, публикации и
систематизации нормативно-правовых
актов в целях их ясности, понятности и
эффективности.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

17.
ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ – предположение
о наличии или отсутствии определенных
фактов, признаваемое истинным, пока не
доказано обратное (например, презумпция
невиновности в уголовном и административном
процессе).

18.
ПРАВОВЫЕ ФИНКЦИИ – несуществующее
положение, признаваемое в соответствии
с законодательством существующим и
влекущее соответствующие юридические
последствия (в нормативных актах
выражаются словами «как бы», «как если
бы», «допустим» например: усыновление
ребенка супругом, не являющимся
фактическим родителем; признание сделки
фиктивной; признание нормативного акта
юридически ничтожным и т.д.).

Еще по теме  Изменение целевого назначения земельного участка

19.ПРАВОВЫЕ
АКСИОМЫ —
положения, самоочевидные истины, не
требующие в юридическом процессе
доказательств (люди рождаются свободными
и равными в правах; нельзя быть судьей
в своем собственном деле; всякое сомнение
толкуется в пользу обвиняемого;
ответственность может наступить только
за вину; закон обратной силы не имеет;
нет преступления без указания на то в
уголовном законе).

20.
ПРАВОВАЯ
ОГОВОРКА —
социально обусловленное, имеющее
специальную нормативно-лексическую
форму условие (заявление, положение),
которое частично изменяет содержание
или объем действия нормы права, создает
новый правовой режим, выступает формой
согласования интересов и порождает
определенные юридические последствия
(«как правило», «кроме случаев», «за
исключением», «как минимум», «при
необходимости», «независимо от» и др.).

Тема 23. Правовая культура и правовое воспитание

2.
ОБЩЕСТВО –
исторически сложившаяся в результате
совместной деятельности совокупность
людей на определенной территории,
характеризующаяся многообразием
(экономических, политических, этических,
религиозных и др.) отношений и целостностью
организации жизни.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

3.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
– это совокупность
социальных образований, сформированных
на основе общих интересов, реа­лизуемых
вне сферы деятельности государства;
включает в себя органы местного
самоуправления, общественные объединения,
коммерческие организации, трудовые
коллективы, семьи и т.п.

Цели изучения

Цели изучения

Цели изучения

Цели изучения

Введение.

Заключение.

Введение.

1. Понятие, содержание и
методы правового регулирования.

2. Структура механизма
правового регулирования.

3. Основные направления
совершенствования механизма правового
регулирования.

Заключение.

Понятие,
содержание, формы и задачи правового
воспитания. Связь правового воспитания
с нравственным, политическим и трудовым
воспитанием. Правовое самовоспитание
как целенаправленное формирование
правовой культуры граждан.

Место
юриста и правового образования в
становлении российского гражданского
общества. Организация юридического
всеобуча. Эффективность правового
воспитания.

Воспитание
уважения к действующему российскому
праву как фактор становления правового
государства.

Общедозволительный
и разрешительный типы правового
регулирования.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Основные
и дополнительные способы правового
регулирования. Дозволения, обязывания,
запреты. Поощрения и рекомендации.

Регламентация
общественных отношений, возникновение
субъективных прав и юридических
обязанностей, реализация субъективных
прав и юридических обязанностей как
стадии процесса правового регулирования.

Понятие
и элементы механизма правового
регулирования: нормы права, юридические
факты, акты применения норм права,
правовые отношения, акты реализации
прав и обязанностей в механизме правового
регулирования: характеристика их места
и значения. Механизм правового
регулирования и правовая система.

Эффективность
механизма правового регулирования.
Задачи повышения эффективности механизма
правового регулирования в условиях
совершенствования рыночного хозяйства
и многоукладности экономики в современном
российском государстве.

Личность
и ее социальная и юридическая защищенность
в условиях правовой государственности.

Гражданское
общество: понятие, становление, принципы.
Основные элементы гражданского общества.
Условия формирования гражданского
общества: экономическая свобода,
многообразие форм собственности,
политический и идеологический плюрализм,
легитимность и демократический характер
власти, защита естественных прав
личности, равенство всех перед законом
и правосудием как основные условия
формирования гражданского общества.

Правовое государство
и гражданское общество в их соотношении.

Проблемы
формирования гражданского общества и
правового государства в современной
России. Факторы, препятствующие этому
процессу.

Цели изучения

Уяснить, что представляет
собой механизм государства, каким
образом соотносятся понятия «механизм
государства» и «государственный
аппарат».

Приобрести глубокие знания
о природе органа государства. Уметь
раскрыть его признаки, виды, показать
отличие органа государства от
государственных предприятий и учреждений,
охарактеризовать принципы организации
и деятельности государственных органов.

При изучении видов
государственных органов необходимо
понять, что их классификация проводится
по различным критериям. Особое внимание
следует уделить изучению особенностей
законодательных, исполнительных и
судебных органов государственной
власти.

  1. Понятие,
    признаки, назначение и структура
    государственного механизма.

  2. Понятие, виды и государственных
    органов.

  3. Принципы организации и
    деятельности государственных органов.

  4. Законодательные
    (представительные),исполнительные и
    судебные органы государственной власти.

Тема 19. Правомерное поведение и правонарушения

Цели изучения

Уяснить содержание, природу
и виды правомерного поведения.

На базе глубокого уяснения
теоретических положений, относящихся

к правонарушениям, разобраться в их
сущности и содержании; получить четкое
представление о видах правонарушений
и, особенно, о причине и условиях их
существования.

1. Понятие и виды правомерного
поведения.

2. Понятие и виды правонарушений
по российскому законодательству.

3. Состав правонарушения:
понятие и характеристика элементов.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

4. Причина и условия
правонарушений в российском обществе,
пути их устранения.

Тема 20. Юридическая ответственность

Цели изучения

Уяснить социальную природу,
цели, принципы и виды юридической
ответственности по действующему
российскому законодательству. Осмыслить
на базе изучения новейших политических
документов и законодательных актов
значение перспективной и ретроспективной
юридической ответственности. Усвоить
обстоятельства, при наличии которых
привлечение к юридической ответственности
по действующему российскому законодательству
исключается, а также основания освобождения
от несения юридической ответственности
по законодательству России.

1. Понятие юридической
ответственности по законодательству
России. Отличие юридической ответственности
от других видов государственного
принуждения.

2. Виды юридической
ответственности.

3. Цели, функции и принципы
юридической ответственности в российском
обществе.

4. Освобождение от юридической
ответственности и ее исключение по
действующему российскому законодательству.

Юридическая
ответственность как разновидность
социальной ответственности. Понятие и
признаки позитивного и ретроспективного
аспектов юридической ответственности.

Цели
юридической ответственности: понятие,
виды. Законность, справедливость,
виновность, неотвратимость, целесообразность,
гуманизм, своевременность как основные
принципы юридической ответственности.

Штрафная,
воспитательная и компенсационная
функции юридической ответственности.

Юридическая
ответственность и правовые санкции.

Основания
привлечения к юридической ответственности.
Виды юридической ответственности.
Конституционная, административная,
уголовная, гражданско–правовая,
дисциплинарная, материальная
ответственность.

Соотношение
юридической ответственности и
государственного принуждения.

Освобождение
от юридической ответственности (амнистия,
помилование, деятельное раскаяние и
др.) по российскому законодательству.

Исключение
юридической ответственности (необходимая
оборона, крайняя необходимость,
невменяемость и др.) по российскому
законодательству. Освобождение от
наказания.

Проблемы эффективности
мер юридической ответственности.

Общие методические указания по подготовке курсовой работы

  1. Цель написания курсовой работы

Выполнение курсовой работы
является важным и неотъемлемым средством
самостоятельного изучения теории права
и государства, а также формой, учебной
отчетности.

Курсовая
работа – одна из форм самостоятельного
изучения студентами специальной научной
литературы, нормативных материалов.
Она дает им возможность пополнять и
конкретизировать свои знания,
ориентироваться в стремительном потоке
научной и социально-политической
информации, оценивать общественные
явления и процессы.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

Выполнение курсовой работы
по теории государства и права помогает
студентам вырабатывать навыки логического
анализа содержания монографических
работ, законодательных и иных правовых
актов, учебной литературы, развивает
умение правильно и аргументировано
формулировать выводы и предложения по
результатам проведенного исследования.

Кроме того, курсовая работа
является одной из форм контроля
приобретенных и усвоенных студентами
знаний. Она позволяет проверить, насколько
успешно они самостоятельно изучили
теоретический курс, а также их отношение
к изучаемому предмету.

  1. Общие методические указания по подготовке курсовой работы

а) выбор темы исследования;

б) составление и согласование
с научным руководителем (преподавателем,
ведущим семинарские занятия)
предварительного плана работы;

в)
сбор научной информации, относящейся
к теме исследования (прежде всего, работа
с библиографией), изучение научных и
нормативных источников;

г) анализ составных частей
исследуемой проблемы, изложение
материала;

д) обработка материала в
целом;

е) уточнение плана работы;

ж) оформление курсовой
работы, представление ее на кафедру для
регистрации и рецензирования;

з) работа с рецензией и
доработка курсовой работы по замечаниям,
указанным в рецензии;

к) защита курсовой работы.

– представлять
собой самостоятельное исследование
одной из актуальных проблем теории
государства и права, проведенное на
основе общетеоретических знаний,
использования специальной литературы,
относящейся к теме;

– охватывать все основные вопросы темы;

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,

– логически
последовательно раскрывать их содержание;

– содержать сравнительный анализ
соответствующих правовых доктрин,
концепций, точек зрения отдельных
ученых;

– свидетельствовать
об усвоение студентом основных
теоретических положений;

– иметь
четко выраженную авторскую позицию;

– продемонстрировать
умение студента работать с нормативными
актами и специальной литературой;

– опираться на современную юридическую
практику при аргументации теоретических
обобщений;

– иметь
теоретическую и практическую значимость;

– включать
вопросы практики соответствующих
государственных органов и общественных
организаций;

– изложение
материала должно быть четким, со ссылками
на источники, а также отвечать другим
требованиям, предъявляемым к оформлению
рукописям.

Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород,https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Студент, проявивший самое
серьезное отношение к выбору темы
курсовой работы, правильно распределивший
время, работающий без спешки, планомерно
и систематически – создает все условия
для ее успешного написания и защиты.

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.