Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Разделы права

Как зарегистрировать квадрокоптер в России

Чтобы зарегистрировать дрон, вам нужно подготовить документы и направить их в Росавиацию (Федеральное агентство воздушного транспорта). Не беспокойтесь, вам не придется месяц собирать бумажки, а нужно только написать заявление и правильно сделать фотографию квадрокоптера. Рассмотрим каждый пункт подробно.

25 мая 2019 года правительство РФ приняло постановление о постановке на учет квадрокоптеров от 250 грамм до 30 кг!

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 «Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации».

  • Поставить новый купленный дрон на учет нужно в течение 10 дней с даты приобретения на территории РФ.
  • В случае ввоза в РФ — в течение 10 дней с дня ввоза.
  • В случае самостоятельного изготовления — до момента использования на территории воздушного пространства РФ.

Информация хранится в базе учета в течение всего срока нахождения беспилотного воздушного судна на учете и в течение 10 лет после снятия с учета.

Важно! Правила учета не распространяются на временно ввозимые иностранными гражданами дроны в целях участия в мероприятиях по авиамодельному спорту.

Нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой?

Да, после 25 мая 2019 года ставить на учет нужно все дроны, даже с камерой, если они весят от 250 гр до 30 кг. В частности аппараты от компании DJI (Phantom 2,3,4, Mavic, Inspire), Syma, Yaneec, Gopro Karma, а также аналогичные модели других брендов.

В этом абзаце я высказываю своё личное отношение к вопросу официального оформления полётов беспилотников. Те, кто как-то для себя уже обосновал необходимость такого оформления и интересуются только сутью дела могут сразу перейти к следующему заголовку.

В любом случае, я не имею цели убеждать кого-то в том, что ему всё это нужно. Данная статья написана для тех, кто, по каким-то причинам, хочет всё сделать по закону, а не ищет для себя моральное оправдание его нарушения. Окончательное решение вопроса о том, нужно Вам действовать в этой ситуации по закону или нет, я хотел бы оставить на Вашей совести и за рамками данного обсуждения.

За незаконное использование воздушного пространства по действующей редакции КОАП физическим лицам теперь полагается штраф от 30 000 до 50 000 руб, а не 3-5 тыс как раньше. Для большинства любителей авиамодельного хобби, это слишком большая цена за полет. Можно, конечно, руководствуясь принципом «никто не увидит», летать во всяких глухих местах, где «никого нет», но если Вы живете не в тундре, то это скорее всего самообман.

Гарантировать, что именно сегодня Вы кому-то не помешаете практически невозможно. Вне зависимости от того, оформляете вы свой полёт или нет, следует помнить об ответственности поднимающего что-то в воздух перед окружающими. Тут меня, наверное, закидают тухлыми яйцами с криками «Кому может навредить мой маленький квадрокоптер/вертолетик/самолетик?

», однако сам я, занимаясь авиамоделированием более 10-ти лет, повидал всякого, в том числе ситуации, когда по отказу техники только с Божьей помощью удавалось избежать жертв на земле, а от отказа техники Вы никогда не застрахованы, и отказ — это не всегда мгновенное падение аппарата, а, зачастую, сначала его бесконтрольный полет произвольной длительности и в произвольном направлении.

Забывать об этом нельзя ни на минуту. Страшно мне становится, например, при мысли о столкновении собственной авиамодели с автомобилем, едущим со скоростью хотя бы 90км/ч по дороге неподалёку от места полёта, а ведь многие читатели передвигались на авто и быстрее. Это я к тому, что место для полёта действительно желательно выбирать так, чтобы оно было подальше ото всех.

Я не говорю, безусловно, что существующая процедура является быстрой и удобной, но она обязательна, а другой у нас сегодня нет. Обсуждение способов изменить её в лучшую сторону я заранее предлагаю перенести из комментариев к данной статье в приемную Росавиации, а в комментариях хотелось бы увидеть опыт тех, кто вопреки всему оформил свой полет и нашел, что и текст моей статьи не полностью точен. Этот опыт, я надеюсь, поможет нашим последователям сделать всё правильно за минимальное время и с минимумом заморочек.

Тем, кто утверждает, что оформить полет официально невозможно, возражает мой личный опыт. Более того, для полётов в одном и том же месте действия становятся просто машинальными. Для себя я в этом увидел даже некоторый стимул — вот оформил я полет на выходные, и что же я — не полечу? Обойдетесь, полечу! Хоть погоды нет и времени. А если погоды совсем нет, то есть же резервный день.

Тем, у кого запланировать полет за 5 дней возможности совсем нет, я выражаю искреннее сочувствие. Выход в такой ситуации, если задаться целью летать по правилам — это подавать заявки на использование воздушного пространства на каждый день (это выходит раз в 6 дней, если подать по максимуму 3 основных и 3 запасных) и каждый день за 2 часа до вылета отменять его и отправлять план полета на следующий день, за исключением счастливого дня, когда всё, наконец, сложится.

Еще по теме  Пенсия по инвалидности и потере кормильца одновременно

В заключение хочу сказать, что придерживаюсь мнения, что для изменения процедуры в нашу пользу надо сперва всем начать её соблюдать. Тогда, возможно, в профильных ведомствах начнет возникать понимание, что существующая процедура, мягко говоря, перегружена. Плюс к тому никто не запрещает писать в ФАВТ письма с требованием определения зон, где летать однозначно можно.

Регистрация БВС массой от 250гр до 30 кг

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Для выполнения полетов беспилотники массой более 250 грамм необходимо регистрировать и процедура регистрации уже запущена. Так как на момент выполнения мной регистрации другие варианты не были доступны, то я использовал регистрацию при помощи почтового отправления. Для этого с

я скачал форму заявления и правила фотографирования своего беспилотника, заполнил заявку, сфотографировал аппарат на фоне белой простыни, распечатал фото в цвете на листе А4 и отправил всё это по почте отправлением первого класса (позволяет отследить получение) по адресу, указанному на том же сайте.

Я регистрировал несколько типов БЛА, для чего по правилам регистрации необходимо заполнить отдельное заявление для каждого типа. Все заявления были отправлены пачкой в одном письме. Видимо, в силу сильной загруженности (я подавал заявления сразу после начала регистрации), письма на электронную почту с присвоенными номерами я ждал не 10 дней, как указано в правилах регистрации, а чуть более 2-х недель, и я уже начал думать что, как это, увы, нередко бывает в сфере госуслуг, на меня просто забили, однако в один прекрасный вечер чудо произошло и на моей электронной почте появились письма с присвоенными регистрационными номерами.

Оформление разрешения на использование воздушного пространства

Разрешение на съемку с квадрокоптера в  особых зонах  является обязательным. Без документа вы не имеете права осуществлять съемку и это может грозить штрафом в размере от 3000 до 5000 рублей.

Для оформления документов, разрешающих полет квадрокоптера, владельцу устройства придется пройти такую процедуру:

  • Оформление заявки в Росавиации. После ее рассмотрения, владелец дрона получит разрешение на съемку, или же заявление будет отклонено;
  • Перед использованием не позже чем за сутки государственным органам должен быть предоставлен маршрут будущего полета;
  • За несколько часов до полета, владелец БПЛА обязан оповестить диспетчера о предстоящем полете;
  • В процессе взлета и посадки все действия следует оговаривать с диспетчером.

Всем пилотам дронов во время съемок рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Полеты в местах с большим скоплением людей нежелательны, так как некорректная работа коптера или неправильное управление могут повлечь за собой получение людьми травм.
  2. Не стоит запускать дрон над охраняемыми объектами, полигонами, военными базами.
  3. Поднимать аппарат на высоту более 150 м опасно. Так, во многих моделях дронов установлено специальное программное обеспечение, не позволяющее повысить скорость или преодолеть конкретную высоту в определенных зонах.

Если вы работаете с квадрокоптером, осуществляете коммерческую съемку, стоит получить разрешение на полет. Вы сможете спокойно решать основные задачи, не боясь неприятных ситуаций со стражами порядка.

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Конечно же, процесс получения разрешения не обойдется без традиционных бюрократических проволочек, может обернуться финансовыми и временными тратами. Собираясь запустить дрон над центром города или историческим объектом, лучше заранее узнать, предполагает ли полет над этой местностью наличие соответствующих документов!

Еще по теме  Написание адреса и наклеивание марок

Указанное выше постановление №658, принятое в 2019 году, описывало не только правила регистрации, но и обязывало владельцев беспилотников брать разрешения на каждый полет и иметь план полета. Такие действия вполне оправданны, когда разрешения берут частные самолеты и другой крупный транспорт. Но когда надо оформлять документы для съемки сверху собственного огорода или воздушного боя с соседской игрушкой, это может отбить всякую охоту пользоваться девайсом.

В результате обсуждений этого вопроса правительство РФ подписало постановление №74 от 3 февраля 2020 года, которое упрощает жизнь владельцев дронов. Теперь квадрокоптер массой до 30 кг можно запускать без разрешений и планов полета, при условии выполнения визуального полета в светлое время суток на высоте до 150 метров от земли или водной поверхности.

При этом визуальный полет означает такой полет, при котором вы безо всяких приборов (оптики, виртуальных очков и пр.) можете поддерживать со своим дроном визуальный контакт. Но дрон по-прежнему нельзя запускать в запретных, специальных зонах, зонах ограничения полетов, диспетчерских зонах авиации, ближе пяти километров к контрольным точкам посадочных площадок и других местах (полный список представлен в пункте 6 указанного постановления). Этот же запрет распространяется и на публичные мероприятия.

Определить такие зоны поможет, например,

или законы о запретных зонах и зонах ограничения полетов (приказ Минтранса России от 17.12.2018 № 451 и от 17.12.2018 № 452). На указанном сайте слева устанавливаются все запретные зоны для полета квадрокоптеров. Найдите на карте нужный вам регион и при наличии в нем отмеченных областей, выясните, что это за ограничения (снимая галочки в списке слева).

Обратите внимание на такой частый пункт, как «Воздушное пространство класса С». В нем отмечено, что нужно брать разрешение на полет квадрокоптера, за исключением пункта 114 федеральных правил. А в нем указано, что разрешение на полеты в воздушном пространстве класса С не требуется при выполнении названных ранее визуальных полетов.

И еще один важный момент. В населенных пунктах вы можете запускать квадрокоптер только при наличии разрешения на полеты из органа местного самоуправления (для Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга это местный орган исполнительной власти). Если вы хотите запускать дрон в другое время или при других условиях, нужно оформлять разрешение на полет, но это уже тема отдельной статьи.

Данная процедура была достаточно хорошо описана в первоначальной статье и пересказывать её не имеет смысла, однако, когда я составил представление на установление режима по предоставленному там образцу и передал его в ЗЦ ОрВД возникли некоторые замечания.

Во-первых в верхнем левом углу первой строкой потребовали указать время и дату подачи представления.

Во-вторых мне не высылали бланк с подписью согласовавшего, а сразу потребовали в последней строке после слов «С уважением,» и пред своей фамилией вставить свою подпись, что я и сделал прямо в электронном документе в виде картинки.

Также, рекомендуется до подачи представления позвонить в местный центр ОРВД (контакты) и узнать фамилию начальника центра, которую указать в шапке заявления. Заодно можно узнать также, требуется ли согласование вылета и с кем. В моем случае Согласование представления не потребовалось, поэтому все пункты, касающиеся лиц, согласовавших представление мне порекомендовали убрать.

Отсутствие необходимости согласовывать представление, как оказалось позднее, не означает отсутствие необходимости согласования самого вылета, хотя возможно, что диспетчер, согласовавший представления, просто был уставший или сильно занят и поэтому сразу не указал мне на эту необходимость, так что узнал я о этом только на этапе согласования плана полета.

В связи с этим при звонке в центр ОрВД, видимо, надо сразу уточнить кому придется позвонить за 2 часа до вылета и вписать телефоны в поле представления «Вылеты по разрешению…». В моем случае это оказались диспетчерские центры Внуково-подход и аэропорта Раменское. Телефоны мне сообщил диспетчер ЗЦ ОрВД.

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Когда Вам кто-то что-то согласовывает обязательно записывайте фамилию согласовавшего, даже если её прямо сейчас никуда вписывать не надо — потом если что, то будет на кого сослаться.Ещё один момент, на который мне указали — в конце пункта «С целью обеспечения безопасного использования воздушного пространства…

Еще по теме  Как купить акции Газпрома или Сбербанка физическому лицу и получать дивиденды

Для удобства прилагаю ссылку на образец заполнения представления, который получился у меня. Тут можно увидеть, что для сокращения временных затрат на согласование в датах выполнения полётов я указал выходные сразу двух недель — субботу как основной день и воскресенье как резервный. Мог указать ещё и третьи, но уже знал, что буду занят, а на месяц и более вперед загадывать для меня — это слишком.

Причем, как я уточнил у диспетчеров, вылет в основной день отменяет возможность использовать резервный, но, при этом, ещё не использованные основные дни по согласованию с диспетчером ЗЦ ОрВД можно менять местами с резервными уже после подачи представления на ИВП. Мне это оказалось полезным когда я пода заявку на двое выходных (сб — основной, вс — резервный), и к первой субботе точно знал, что на следующей неделе не полечу — тут я перенес вылет в следующую субботу на ближайшее воскресенье.

Отдельно напоминаю читателям, что по нынешнему законодательству, как я его понял, получать разрешение на ИВП нужно независимо от массы беспилотника и высоты полёта.

План полета я составил согласно информации первоначальной статьи и сразу после передачи получил ответ, что план не принят, так как не соответствует формату, с рекомендацией ознакомится с приложением 4 приказа №13 министерства транспорта РФ. Позже в разговоре с диспетчером мне пояснили, что план должен быть подан на стандартном бланке ICAO. Мне удалось найти бланк, который и приведен ниже.

Непосредственно в день полёта мне, согласно правилам требовались только телефонные переговоры.

Отдельно хочу сказать о общении с диспетчерами. Во-первых, по моему опыту, они не едят людей! Да, если Вы подаете план на полёт БВС, то на сегодня они понимают, что с большой долей вероятности пред ними «чайник», который даже в лётной школе не учился. Не стесняйтесь задавать вопросы, для диспетчера то, что вы разберетесь в теме — ключ к спокойной работе и они это, похоже, понимают. На все мои вопросы я получил обстоятельные ответы, за что им большое спасибо.

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Хотя это и логично, но я раньше об этом не задумывался — диспетчерские центры работают круглосуточно, поэтому отправив план полёта в час ночи не удивляйтесь, что через полчаса Вам перезвонят и скажут что он принят. Сами они, кстати, звонили мне только в первый раз. Потом все уточнения я делал самостоятельно.

При звонке в диспетчерские центры нужно представиться и назвать номер и место режима. Для диспетчерских центров аэропортов мне потребовалось также назвать координаты и время вылета, а также высоту полёта (в общем при звонке лучше положить перед собой план полёта).

За 2 часа до вылета я связался по телефону по очереди с диспетчерскими центрами Внуково-подход и аэропорт Раменское, запросил разрешение на полет и записал фамилии диспетчеров, согласовавших полёт. Затем позвонил диспетчеру Московского ЗЦ ОрВД, сообщил фамилии согласовавших и получил разрешение на полет.

Во время, указанное в плане полёта как время вылета, позвонил диспетчеру Московского ЗЦ ОрВД и сообщил что приступаю к полётам.

По окончании полётов позвонил в диспетчерские центры Внуково-подход, аэропорт Раменское, Московского ЗЦ ОрВД и сообщил о окончании работ и отмене полётов в резервный день (последнее — только в ЗЦ ОрВД).

Вот в общем и всё.

В завершение статьи хочу пожелать всем заинтересованным читателям удачных полётов.

Регистрация квадрокоптеров в других странах

Регистрация квадрокоптеров в России в 2019 году

Законодательство США озаботилось проблемой регулирования прав владельцев БПЛА гораздо раньше РФ. Так, в США права на эксплуатацию аппарата должны получить владельцы квадрокоптеров, вес которых варьируется от 0,55 до 55 фунтов. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер.

Если речь идет о Канаде, то здесь разрешен запуск БПЛА на высоту, не превышающую 90 метров. Ограничение на управление дронами имеется в ЕС – единые нормативы отсутствуют, каждая страна устанавливает собственные законы.

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.