Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Особенности внерабочего времени учителя

Разделы права

Отпуска педагогов

Правовое регулирование особенностей работы педагогов (сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск и др.) осуществляется гл. 52 ТК РФ.

Статьей 333 ТК РФ, а также п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (далее — Закон «Об образовании») установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников — 36 часов в неделю. Учебная нагрузка, оговариваемая в трудовом договоре, может быть ограничена верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении {amp}lt;1{amp}gt;.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

——————————-

В зависимости от должности и (или) специальности, типа и вида образовательного учреждения педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 03.04.

2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). Так, например, им можно установить либо продолжительность рабочего времени (30, 36 часов), либо часы преподавательской (педагогической) работы (18 — 36 часов в неделю).

Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — 720 часов преподавательской работы в год. Следовательно, 36-часовая рабочая неделя — это предельная продолжительность рабочего времени педагога, которая законодательством может быть установлена по одной должности или за одну ставку заработной платы.

Нормируемая часть рабочего времени педагогов — это установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях учащихся. Продолжительность нормируемой части педагогической работы определяется в академических часах.

Рабочее время работников учреждений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Она также требует затрат рабочего времени педагогов, но не имеет четких его границ, поэтому регулируется графиками и планами работы учреждения, в том числе личными планами педагогического работника.

Особенности внерабочего времени учителя

Например, учитель не только обучает и воспитывает детей, но и реализует образовательные программы, участвует в деятельности методических объединений, осуществляет связь с родителями, обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса и т.д. Как указано в п. 2.1 Письма Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.

  • выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
  • временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
  • дежурствами в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 мин. до начала учебных занятий и не позднее 20 мин. после окончания их последнего учебного занятия;
  • выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Еще по теме  Как правильно вести суммированный учет рабочего времени: 5 основных правил

Таким образом, для режима рабочего времени педагогических работников, которые наряду с преподавательской деятельностью ведут другую педагогическую работу, не связанную с преподаванием и обучением, характерно отсутствие четких границ рабочего времени.

Право педагогов на удлиненный основной отпуск установлено ст. 334 ТК РФ, а его продолжительность в зависимости от должности и учреждения, в котором они трудятся, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (далее — Постановление N 724).

Преподаватели, старшие мастера, директора и их заместители образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ректоры (директора), первые проректоры, проректоры (заместители директора), профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителя, старшие вожатые, преподаватели общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ-интернатов имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Кроме того, на ежегодный удлиненный отпуск могут рассчитывать также педагоги, в наименовании должности которых имеется приставка «старший» или «главный».

Обратите внимание! Согласно п. 5 Постановления N 724 продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации;

для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов. В противном случае они имеют право на получение отпуска продолжительностью 28 календарных дней.

Несмотря на отдельные особенности в регулировании труда педагогических работников, к ним применяются общие нормы трудового законодательства РФ. Так, право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск возникает у преподавателей, как и у всех остальных работников, по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации.

При предоставлении отпуска педагогу нужно иметь в виду, что он не должен нарушать нормальный ход работы образовательного учреждения. Например, предоставление учителю отпуска в 56 календарных дней в разгар учебного года негативно скажется на ходе учебного процесса в школе. Значит, графиком отпусков в учебном учреждении надо соблюсти интересы образовательного учреждения и преподавателей.

С приказом о предоставлении отпуска (унифицированная форма Т-6 {amp}lt;3{amp}gt;) работник должен быть ознакомлен под роспись. Согласно ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен работнику в случае его временной нетрудоспособности, исполнения им во время отпусков государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы.

Сверхурочная работа

Кроме рассмотренных выше пределов продолжительности рабочего времени педагогов, они выполняют работу, проводимую по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работу сверх нормального числа рабочих часов за учетный период — сверхурочную работу (ст. 99 ТК РФ).

Еще по теме  Разделение нежилого помещения на два отдельных объекта

Работа считается сверхурочной в зависимости от учета рабочего времени, установленного в учреждении, организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Обязанность по организации учета фактически отработанных сверхурочных часов возложена трудовым законодательством на работодателя. Согласно ст.

Совместительство

С согласия руководителей учреждения педагогам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, в основное рабочее время. Учитель может работать по совместительству не более 16 часов в неделю, если по основной работе половина его месячной нормы рабочего времени не превышает 16 часов.

Для всех остальных педагогов работа по совместительству не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной исходя из установленной продолжительности рабочей недели (пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры») (далее — Постановление N 41). Согласно ст.

Каникулы и отмена занятий

Особенностью рабочего времени работников образовательных учреждений являются периоды, которые совпадают с каникулами учащихся или воспитанников. Занятия в образовательных учреждениях могут быть отменены по климатическим и санитарно-эпидемиологическим показаниям. В течение этого времени изменяются обязанности работников, поскольку занятия не проводятся.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В коллективном или в трудовом договоре с работником указывается, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, не совпадающие с его ежегодным основным и дополнительным отпусками, — это рабочее время. В каникулярный период преподаватели, которым объем педагогической (преподавательской) работы установлен исходя из количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах, не превышающих объема учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю, установленного до каникул.

В периоды отмены учебных занятий (уроков) в отдельных классах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим показаниям по сложившейся практике учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в пределах установленной учебной нагрузки (нормы рабочего времени).

Работодатель с согласия работников в указанные периоды может не привлекать их к педагогической или организационной работе. Такие периоды нужно рассматривать как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и подлежат оплате в порядке, установленном абз. 2 ст. 157 ТК РФ, — в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада), если работник письменно предупредил работодателя о начале простоя.

Длительный отпуск

Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года {amp}lt;4{amp}gt;

(далее — Положение) устанавливает порядок предоставления таких отпусков для образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразования России. На образовательные учреждения с другими учредителями действие этого Положения не распространяется, поэтому в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона об образовании они обязаны разработать свое положение на основании утвержденного Минобразования.

Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные утвержденным Положением, регулируются уставом конкретного образовательного учреждения.

Если у образовательного учреждения имеются внебюджетные ассигнования (платная деятельность образовательного учреждения, как правило, не является предпринимательской, а все вырученные средства должны направляться на нужды учреждения, в том числе и на оплату труда), отпуск может быть оплачен частично или полностью.

Еще по теме  Юридическое лицо понятие виды организационно-правовые формы статья 48 49 50 Гражданского кодекса РФ || Филиал юридического лица - понятие из словаря гражданского права

Отпуск предоставляется по заявлению работника и оформляется приказом по образовательному учреждению. Отпуск ректору, директору, начальнику, заведующему образовательным учреждением, учредителем которого является Минобразования России, оформляется приказом по кадрам Министерства образования РФ, подписанным министром образования или уполномоченным им лицом.

Согласно п. 3 Положения в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в Приложении к Положению.

В Положении установлены периоды, засчитываемые в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, а также случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время, если это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

Согласно п. 10 Положения за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Но законодательство не предусматривает его оплату. Следовательно, он является отпуском без сохранения заработной платы. А если работник в длительном отпуске заболел, то больничный ему не оплачивают. Время нахождения в длительном отпуске не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогов, так как за этот период учреждение не уплачивает за работника страховые взносы в ПФР.

Таким образом, в Положении содержатся только общие нормы, касающиеся предоставления длительных отпусков. Остальные вопросы должны решаться образовательным учреждением, учредителем которого является Минобразования России, самостоятельно.

Однако, разрабатывая положения о предоставлении такого отпуска, необходимо учитывать, что ухудшать положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством нельзя (например, ставить возможность получения такого отпуска в зависимость от укомплектованности штата работников, наличия или отсутствия дисциплинарных взысканий и т.п.).

Дополнительный отпуск

Некоторые категории педагогических работников в силу специфики труда имеют право на дополнительный отпуск, который присоединяют к основному. Например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск дают педагогам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях (ст. 116 ТК РФ). Так, продолжительность такого отпуска установлена ст. 321 ТК РФ и составляет 24 и 16 календарных дней соответственно.

Перечень работников, которым полагается дополнительный отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления должно определять Правительство РФ, но, к сожалению, постановлений нет. Все это можно предусмотреть коллективным договором. Дополнительные отпускные дни оплачивают по общим правилам и присоединяют к основному удлиненному отпуску.

Кроме того, действует Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», на основании ст. 14 которого право на дополнительный отпуск имеют также преподаватели, проживающие и в других северных районах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Дополнительный отпуск таких работников равен 8 календарным дням.

Т.Николаева

Эксперт журнала

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

бухгалтерский учет и налогообложение»

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.