Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Обязывающие запрещающие и дозволяющие нормы права

Разделы права

Запрещающие нормы права

Обязывающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В тексте нормативного акта обязывающие нормы права могут начинаться словами: «обязан», «необходимо», «должен» и т.д.

1) Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).

3) Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ)

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Разъяснение

В тексте нормативного акта управомочивающие нормы права могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д.

1) Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ)

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

3) Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Дополнительно

41. Классификация норм права

Существуют различные классификации норм права.

Обязывающие запрещающие и дозволяющие нормы права

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

Запрещающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Разъяснение

1) При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения (п. 1 ст. 270 НК Ф);

3) Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ)

Дополнительно

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Еще по теме  Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество.

Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами.

Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц.

Обязывающие запрещающие и дозволяющие нормы права

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3);

«гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14);

«запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

Запрещающие нормы

Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен (статья 24).

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (статья 6).

  1. Граждане не обязаны свидетельствовать против себя (статья 51).
  2. Граждане имеют право быть избранными и избирать (статья 32).
  3. Каждый гражданин имеет право свободно въезжать в Россию и беспрепятственно выезжать из нее (статья 27).
  4. Каждый гражданин имеет право на тайну своей переписки (ст. 22).
Замечание 4

Традиционно такие разновидности норм называются референдумными, так как принимаются на всенародных голосованиях и референдумах. Практически все конституционные нормы в России являются референдумными, так как Конституция принималась посредством всенародного голосования.

Федеральное Собрание страны является законодателем и может быть автором и создателем нормы. Нормы, которые содержатся в законах, принятых Собранием, относятся к группе законодательных.

Существует также особый тип подзаконных норм, которые исходят от исполнительной ветви власти (для России – ведомства, министерства, Правительство).

В некоторых странах, преимущественно принадлежащих англосаксонской правовой семье (США, Великобритания и т. д.) допускается формирование особых образцов норм судьями, судебной властью. Такие нормы носят название юридических норм судебных прецедентов.

Опиши задание

Дополнительно

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

Еще по теме  Товары, не подлежащие обмену или возврату по закону: полный перечень 2020 год

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование.

О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.

) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают.

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

1. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256

2. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994;

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

5. Г.Т. Чернобель, «Журнал российского права», N 1, январь 2010 г.

6. САФИНА С.Б. Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации14//Власть.2013 №5

Ответы юристов ( 2 )

Екатерина, добрый день.

Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы.

Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой

Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий.В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,

Еще один пример– норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней

Уполномочивающими (дозволительными) нормами являются, например, ст. Закона «О полиции», где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Связь прав и обязанностей

Замечание 2

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы. Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо». Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам. Пытки – это нарушение прав гражданина и человека.

Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность. Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права. Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности.

Замечание 3

Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Электронная библиотека

Уголовно-правовая норма представляет собой установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также с профилактической и стимулирующей функциями уголовного закона.

Еще по теме  Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов: разберем все до мелочей

Уголовно-правовые нормы объединяются в правовые институты. Так, можно говорить об институте необходимой обороны, институте освобождения от уголовной ответственности, институте условно-досрочного освобождения и др.

Нормы уголовного права, равно как и нормы других отраслей права, можно классифицировать следующим образом.

не менять постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании и т.п. Перечень этих обязанностей открыт, и суду предоставлено право по своему усмотрению определить те из них, которые должен будет выполнять осужденный.

Обязывающие нормы предполагают наделение участников правоотношений какими-либо четко определенными обязанностями, невыполнение которых может повлечь вмешательство со стороны государства. Примером обязывающей нормы служит норма, закрепленная в ч. 1 ст. 78 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности», согласно которой лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности в случае истечения установленных в уголовном законе сроков со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу.

Примером запрещающей нормы является норма, закрепленная в ч. 5 той же статьи, в которой установлено, что к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются.

По характеру предписаний, содержащихся в уголовно-правовой норме, можно выделить императивные и диспозитивные нормы.

В императивной норме основания и содержание правоотношений четко определены законодателем, при этом не допускается отступление участников правоотношений от установленных правовых предписаний. Так, императивной является норма, содержащаяся в ст. 21, согласно которой не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости.

Диспозитивные нормы, как правило, предоставляют участникам правоотношений возможность поступать по своему усмотрению, хотя применительно к уголовному праву следует говорить о таких диспозитивных нормах, которые отличаются относительной определенностью регламентации. Например, ст. 38 УК РФ предоставляет право на задержание лица, совершившего преступление, которым индивид может воспользоваться, а может и нет, это решать ему (за исключением случаев, когда задержание преступников входит в его служебные обязанности).

В Общей части УК РФ существуют декларативные нормы и нормы-принципы. Примером первых является норма, закрепленная в ст. 2, примером вторых – нормы, зафиксированные в статьях 3 – 7 УК РФ.

Как особый вид выделяют также бланкетные нормы. Особенность таких норм состоит в том, что они включают меняющийся элемент – правила, которые содержатся в периодически обновляемых нормативных актах (правилах дорожного движения, правилах безопасности при проведении определенных работ, санитарных правилах и т.п.).

Структуры уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК РФ различаются. Нормы Общей части нередко включают только два элемента – гипотезу и диспозицию. Нормы Особенной части, как правило, содержат три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию и имеют свою особенность.

Например, ч. 2 ст. 7 УК РФ устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Гипотеза, т.е. условие применения нормы права, такова: если лицо совершило преступление и к нему применяются наказание или иные меры уголовно-правового характера.

Другой пример: ч. 1 ст. 105 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за убийство. Диспозицией уголовно-правовой нормы, которая по своему содержанию является запрещающей, будет сам уголовно-правовой запрет, который можно выразить следующим образом: запрещено совершать убийство, т.е.

характер, то нет необходимости каждый раз описывать гипотезу именно таким образом, как мы это сделали.

Сказанное дает основания для вывода о том, что Общая и Особенная части УК РФ образуют неразрывное единство. Уголовно-правовые нормы Особенной части, не совпадающие с содержанием текстов статей уголовного закона, включают элементы, закрепленные как в Особенной, так и в Общей частях УК РФ.

В Особенной части используется несколько видов диспозиции: простая, описательная, ссылочная и бланкетная.

Простая диспозиция лишь называет преступное деяние и не раскрывает его признаков. В УК РФ 1996 г. количество норм с простой диспозицией резко сократилось. Однако они все же существуют. Простыми являются диспозиции, установленные в ст. 126 «Похищение человека», ст. 241 «Организация или содержание притонов для занятий проституцией» и др.

Описательная диспозиция, в отличие от простой, устраняет различия в толковании и применении уголовно-правовых норм, поскольку исчерпывающе определяет основные признаки преступления, имеющие значение для квалификации содеянного. Описательной, например, является диспозиция, закрепленная в ст. 129 «Клевета» (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию); в ст.

Ссылочная диспозиция требует обращения к другим положениям уголовного закона. Как правило, этот прием используется в целях предотвращения бесконечных повторов в тексте нормативно-правового акта. Примером ссылочной диспозиции может служить диспозиция, зафиксированная в ст. 116 «Побои» (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ).

Бланкетнойназывается такая диспозиция, которая отсылает к нормам других отраслей права. В УК РФ 1996 г. очень много норм с бланкетной диспозицией, в особенности в главах о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Примером такой диспозиции является диспозиция, установленная в ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Санкции уголовно-правовых норм также подразделяются на несколько видов: альтернативные и неальтернативные, абсолютно определенные и относительно определенные.

Оцените статью
Право и жизнь
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.